В Таджикистане впервые за 30 лет стали обучать игре на арфе

06:29 16/02/2023

Впервые за 30 лет в Таджикистане начали учить игре на арфе. Занятия проводит российская арфистка Катерина Бабочкина. Сначала уроки будут проходить в Театре оперы и балета имени Садриддина Айни, а в новом учебном году такая дисциплина появится в Институте искусств, сообщает корреспондент «МИР 24» Зарина Абдуназарова.

«Эта арфа приехала вместе со мной, но, вернее, отдельно от меня. Потому что она ехала почти месяц из Санкт-Петербурга до Москвы и из Москвы до Душанбе», – рассказала член Русского арфового общества Катерина Бабочкина.

Это арфа с русской душой. Сделана в Петербурге для профессионалов. С широким диапазоном звучания. Весит 30 килограммов. Высота – около двух метров. Обычно Катерина Бабочкина путешествует вместе с ней. В этот раз впервые расстались так надолго.

«Конечно, был большой страх и риск, что, пока арфа едет, ее в машине сильно растрясет, и я очень переживала. Потому что в действительности невозможно сделать идеальные условия. Ну, все хорошо. Инструмент доехал. Чувствует себя прекрасно. Уже сыграла несколько балетов, оперу «Иоланта». Надеюсь, что она будет сопровождать меня еще долгое время», – отметила арфистка.

Для занятий с учениками инструмент выделил театр. Суман Алишерова на арфе уже играла. Обучалась онлайн. Имеет два сертификата. Говорит: это была мечта детства. И сейчас на очных уроках наконец ощутила всю красоту звучания.

«Здесь она мне всю аппаратуру поменяла, она (преподаватель) говорит: не поднимай руку, опусти плечи, пальцы вниз. Немного тяжело пока, так как я немного по-другому научилась играть, и когда меняешь, это сложней. Это исправляешь заново», – призналась студентка Таджикской Национальной Консерватории им. Т. Сатторова по классу фортепиано Суман Алишерова.

47 струн и семь педалей, все работает параллельно. Пока пианистке Суман это дается нелегко. Но педагог Катерина Бабочкина ученицу хвалит: главное – чувствовать инструмент. Сейчас у нее обучаются четыре студентки из национальной консерватории.

«Начинать с нуля намного тяжелее, чем обучать уже сложившегося музыканта, хоть молодого, хоть студента. Но у них есть четкое понимание, что такое музыка, дисциплина. Здесь нет смычка, понимания легато, сложность добавляют педали. Потому что вся хроматические изменения, которые происходят в пьесе, необходимо четко координировать ногами», – отметила Катерина Бабочкина.

В стенах театра арфа зазвучала впервые за 30 лет. В 90-е многие музыканты покинули страну. Некому было вырастить новое поколение. А без арфы невозможно исполнить ряд произведений. Инструмент часто играет ведущую роль. Поэтому оркестру нужны арфисты.

«Одна из наших задач – это было подготовка национальных кадров. Сегодня Катерина занимается обучением студентов. Мы очень тесно работаем с национальной консерваторией, обучаем нашу молодежь игре на арфе. В таком же плане работают и другие артисты в оркестре. Это виолончелисты, контрабасисты, которые сегодня параллельно с работой в театре занимаются преподавательской деятельностью», – указал директор Таджикского государственного Академического театра оперы и балета им. С. Айни Камолиддин Сайфиддинов.

Катерина Бабочкина в Душанбе приехала по приглашению. Заключен долгосрочный контракт. Арфистка уверена: сейчас здесь ее место.

«Подобно Вере Дуловой, создавшей русскую арфовую школу в Москве, вижу задачу в Душанбе создать таджикскую национальную арфовою школу, которая в будущем сможет конкурировать с европейской, американской и русской школами», –подчеркнула Катерина Бабочкина.

А уже с 1 сентября в Институте искусств появится новая дисциплина, где студенты смогут обучаться игре на арфе. Кстати, желающие уже есть.