Дом-музей армянского художника Минаса Аветисяна открыли после ремонта

17:31 05/06/2023

В Армении после ремонта открылся дом-музей Минаса Аветисяна – известного художника 20-го века. Представлена и новая экспозиция, в ней около 30 работ живописца, в том числе декорации к балету «Гаяне» Арама Хачатуряна, сообщает корреспондент «МИР 24» Армен Осипянц.

«На первый взгляд кажется, что картина не завершена. Но это одна из особенностей его работ: всматриваясь в картину, начинаешь воспринимать ее, как целостную», – поделился директор дома-музея Минаса Аветисяна Арман Аветисян.

«Ожидание» – одна из 30 работ обновленной экспозиции дома-музея. Большинство выставлены впервые, а до этого находились в хранилищах Национальной галереи Армении.

«Эта картина написана с натуры и изображает людей на летнем пастбище в горах его любимого Джаджура. Его искусство связано с местом рождения на подсознательном уровне, по зову крови, исторической памяти», – отметил Арман Аветисян.

На стиль художника повлияла средневековая армянская миниатюра, итальянская живопись эпохи Возрождения и работы французских модернистов. Еще одной творческой страстью Минаса была монументальная живопись: он автор 20 фресок. Эту, «Рождение Тороса Рослина», преследовал злой рок.

«Сначала Минас написал картину, но во время пожара в мастерской она сгорела. Через два года отец написал ее уже на стене одного из заводов Ленинакана. Но произошло Спитакское землетрясение, и фреска сильно пострадала. И только несколько лет назад нам с армяно-итальянской группой реставраторов удалось восстановить эту монументальную работу», – рассказал Арман Аветисян.

А это двери ереванской квартиры балетмейстера Евгения Чанги. Их Минас разукрасил во время очередного визита к другу. Здесь же портреты и графические рисунки.

«То, что он создал, очень волнительно. Люблю и его фрески, которые пропитаны мистикой, таинственностью и загадкой», – делится посетитель музея Лилит Пашинян.

В соседнем зале уменьшенная версия декораций балета «Гаяне» Арама Хачатряна. Они стали «брендом» постановки, объездившей многие страны мира.

Композитор восхищался талантом Минаса и лично попросил его сделать оформление спектакля. Когда же Арам Ильич увидел эскизы, воодушевленно сказал: «Темперамент Минаса сильный, яркий, он перенес в театральную живопись свой мощный символизм».

Работа над декорациями длилась год, учитывалась каждая деталь.

«Арам Ильич был привередливым человеком, часто спорил с отцом, говорил, что в декорациях очень много красного цвета, а Минас отвечал: а в твоей музыке много экспрессии. Бывало, обижались друг на друга, но потом мирились. В конце остались довольны проделанной работой и это один из единичных случаев, когда после балета зрители бурно аплодировали и выкрикивали также имя автора декораций», – отметил Арман Аветисян.

Дом-музей Минаса оборудовали современным освещением и построили хранилище. В ближайших планах – установить солнечные панели и открыть рядом с галереей арт-кафе.