Разлив бензина в Лену: как пострадает экология региона?

05:57 14/06/2023

В Иркутской области из-за столкновения нефтяных танкеров в реку Лену вылилось от 60 до 90 тонн бензина. Какими будут экологические последствия, телеканал «МИР 24» спросил научного руководителя Института водных проблем, доктора экономических наук, члена-корреспондента РАН Виктора Данилова-Данильяна.

От 60 до 90 тонн бензина – объем значительный. Как бензин ведет себя в воде?

- Бензин имеет обыкновение постепенно испаряться. Конечно, он образует пятно и спускается вниз по течению, но если делать боновые ограждения, то они задерживают движение этого пятна. Но, в отличие от более тяжелых нефтепродуктов, бензин ведет себя гораздо менее опасно.

То есть пятно будет двигаться по течению вниз?

- Конечно, будет двигаться вместе с течением.

При этом будет растекаться на десятки километров?

- Если не сделать боновое ограждение, которое будет препятствовать этому процессу, то будет растекаться. Причем бензин легкий, он растекается быстро.

А испарения значительные?

- Конечно, значительные. Там сейчас жаркая погода, и это ускоряет испарения.

Нефтяное пятно уже прошло несколько населенных пунктов, и губернатор дал поручение сформировать рабочие группы, которые будут следить за тем, чтобы люди не использовали эту воду, не брали ни для своих нужд, ни для домашних животных. Насколько эта вода опасна?

«Проблема не в пластике, а в самом подходе «пластмассового мира»
- Нефтяное загрязнение – самый большой вредитель экологии рек, самые большие массы загрязняющих веществ в нашей стране – именно нефтяные загрязнения. Но общая ситуация не такая трагическая, как можно подумать сразу. Дело в том, что у нас очень большое количество рек пересекается подводными дюкерами, нефтепроводами, продуктопроводами и так далее. Эти дюкеры, к сожалению, очень часто бывают не вполне в порядке. Они разгерметизированы, или утечка того, что по ним передается, каким-то другим способом происходит. Но это незаметно для человека, поскольку на дне реки. Столкновение двух танкеров на реке – это, конечно, случай совершенно редкий, уникальный, и он привлек внимание именно по этой причине. Если посмотреть, сколько нефтепродуктов попадает в реки в конечном счете, то окажется, что 60 тонн – это незначительная величина.

К каким последствиям для экологии и всей экосистемы это может привести?

- Я думаю, что для экологии особо опасных последствий не будет. Все-таки бензин испарится, и мало кто успеет этим отравиться. Рыба все-таки глубоко, но для водоплавающих птиц это очень опасно. Что касается людей, то, насколько я могу судить, водозаборы если и будут ниже по течению, то находятся достаточно глубоко, с самой поверхности воду брать не полагается. Водозабор обязательно заглублен, поэтому бензин вряд ли попадет туда в значительных количествах. Но в незначительных количествах может попасть.

У нас много таких мест, где нефтяная пленка покрывает поверхность воды в колодце, и этим колодцем пользуются. Конечно, в этом ничего хорошего нет, это самое настоящее безобразие. Но тысячи людей пользуются такой водой.

Я уверен в том, что сейчас это долго продолжаться не будет: все рассосется буквально за два-три дня и никакого существенного вреда здоровью нанести не успеет.

Сколько удастся собрать бензина с поверхности воды, как думаете?

- Это зависит от разных причин, от скорости течения и других природных причин. Но, прежде всего, от людей и от того, насколько доступны эти места для судов, которые занимаются установкой боновых ограждений. И от материалов, которые будут использоваться, и от людей, которые будут их устанавливать. Если это специалисты по таким делам и у них будет достаточное количество материалов и транспортных средств, чтобы оперативно доставить все на место, то, в принципе, это можно сделать за сутки.

Сколько времени потребуется для устранения всех нежелательных последствий?

- Я думаю, что эта проблема сама по себе не возникнет. К счастью, почти ничего не выплеснется на берег, а если выплеснется, то быстро испарится. С поверхности воды бензин тоже испарится. Это не тот случай, чтобы потом надо было собирать отложившиеся нефтепродукты, как это было, например, во время аварии в Норильске, или вообще снимать грунт.