Поэт эпохи: 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского

09:12 19/07/2023
Поэт эпохи: 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского
ФОТО : ТАСС

Романтик, хулиган, революционер, футурист и главный бунтарь русской литературы. 19 июля 2023 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых ярких поэтов советской эпохи – Владимира Маяковского. Фразы из его стихов ушли в народ и живы до сих пор. Корреспондент «МИР 24» Алексей Жидких – о жизни и творчестве поэта.

Искусство, ради которого даже главный бунтарь русской литературы готов был замолчать. Это кадры из немого фильма «Барышня и хулиган». Хулиган, понятно, сам поэт. Он влюбляется в учительницу и погибает из-за нее в драке. Еще два фильма, к которым Маяковский написал сценарий и сам же в них сыграл, утрачены.

Общественное признание, революционные потрясения, неразделенная любовь – через все это прошел Маяковский. Звание главного поэта революции не очень хорошо рифмуется с титулом иконы стиля, но Маяковский был весь сделан из контрастов – и хорошо это знал. Он очень рано понял важность внешности в самопрезентации. Маяковский усвоил одно правило: одежда – действенный участник его выступлений.

От «Маскарада» Лермонтова до «Мистерии-буфф» Маяковского
«Конечно, первый образ, самый узнаваемый, самый яркий – это футурист в желтой кофте. Желтокофтный Маяковский – это, конечно, почти мем», – отметила куратор выставки «О разных Маяковских» Лариса Алексеева.

«Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана», писал Маяковский в поэме «Облако в штанах». Крупные ленты, которыми Маяковский повязывал блузы на манер oversized-галстуков, имели еще и практическое значение – закрывали дырки и потертости на одежде.

В поэме «Владикавказ –Тифлис» Маяковский называет себя «грузином». Детство будущего поэта прошло в селе Багдади, надалеко от Кутаиси. А Москва заразила его революцией и поэзией. Для Маяковского это почти одно и то же. Штаб-квартира творческого объединения «ЛЕФ», что значит «левый фронт искусства», находилась в четырехкомнатной квартире в Гендриковом переулке. Здесь поэт жил со своей музой Лилей Брик и ее мужем Осипом.

«Я думаю, она очень большое влияние оказывала на творчество Маяковского, и не случайно в последнем предсмертном письме он написал: «Лиля, Люби меня», – отметила бывший научный сотрудник музея В.В. Маяковского Наталия Шатуновская.

Любили поэта многие. Увлекался он женщинами и во время заграничных поездок. Хелен Томпсон, а по-русски Елена, философ из США, внебрачная дочь Маяковского. Ее любимое произведение отца – «Облако в штанах».

«Всегда есть люди, которые любят поэзию, любят поэтов, поэтому Маяковский живет, он живет сейчас», – рассказала Хелен Патриция Томпсон.

Интерьер московской квартиры, где были прописаны сестры и мать Маяковского сохранен. Поэт добился, чтобы родня жила со всеми удобствами. С телефоном, например – в 1920-е годы это была вещь почти немыслимая. В гостях бывал редко, вспоминали сестры. Ходил из комнаты в комнату и что-то мычал себе под нос. Это он так стихи сочинял.

«Сюда он приходил, чтобы отдохнуть душой, отрешиться от тех проблем, которые мучили его вовне», – рассказала специалист Государственного музея им. Маяковского Юлия Леднева.

Детская литература в ту эпоху была на особом положении – с ее помощью в СССР собирались ковать новых людей. Включается в работу и Маяковский.

За 17 лет поэт создал около 200 произведений, в том числе 15 поэм. Маяковский еще и художник. Поэт создает серию сатирических плакатов «Окна Роста» на военную, социальную, производственную тему. Его поэтический стиль отлично подходил для выкрикивания пропагандистских, а также рекламных лозунгов. Например: «Резинотрест – защитник в дождь и слякоть, без галош Европе сидеть и плакать».

В конце 1920-х годов Маяковский пробует себя в роли драматурга. Однако обе его пьесы: и «Клоп» и «Баня» в постановке Всеволода Мейерхольда – провалились. Маяковскому хотелось, чтобы за ним закрепился статус «пролетарского писателя», а советские критики упорно называли его «попутчиком».

Проститься с Маяковским пришли 150 тысяч человек. Почему поэт принял решение уйти из жизни, истинные поклонники его творчества вслух стараются не рассуждать. «Не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил» – это слова Маяковского из предсмертной записки.