Диагностика и лечение детской глухоты: какие инновации применяют в России?

12:22 29/09/2023

Нарушения слуха – самый частый врожденный сенсорный дефицит. По данным экспертов, в России от него страдают более 1,5 млн детей в возрасте до 14 лет. Какие инновации используются сегодня для диагностики и лечения детской глухоты, телеканал «МИР 24» спросил у доктора медицинских наук, главврача детского городского сурдологического центра Санкт-Петербурга Газиза Тафатулина.

Каковы причины детской глухоты? Когда, почему она чаще всего возникает и во что может вылиться потом?

- В 55-60% случаев врожденная глухота определяется генетическими мутациями. При этом совершенно необязательно родители ребенка тоже страдают нарушениями слуха. Это наследственная особенность тугоухости: родители могут иметь нормальный слух. Вторая по частоте причина – так называемые перинатальные факторы риска: недоношенность, внутриутробная гипоксия, внутриутробные инфекции, пребывание ребенка в реанимации. Среди внутриутробных инфекций особенно выделяются цитомегаловирус, краснуха, токсоплазмоз, корь.

Причины приобретенной тугоухости у детей в более старшем возрасте – это инфекции верхних дыхательных путей, отиты, аденоиды. Это травмы головы, акустические травмы, общие инфекции, такие как менингит, корь, пневмококковая инфекция.

Специалисты говорят, что есть большое многообразие методов исследования слуха, но диагностика его пороков у детей, особенно у младенцев, – это очень сложный и трудоемкий процесс. Есть ли у современной медицины возможности для определения глухоты у новорожденных?

- Российская система здравоохранения обладает уникальной чертой – наличием системы универсального аудиологического скрининга. Это система, благодаря которой всем новорожденным в родильном доме проверяют слух. При наличии отклонений в этом тесте ребенок направляется на полную диагностику, ее важно провести до трех месяцев жизни.

Конечно, в три месяца ребенок не скажет, слышит он звук или нет. Поэтому на первое место выходят объективные методы – вызванные потенциалы мозга. В ухо ребенка вводится маленький наушник, на голове крепятся регистрирующие электроды. Когда в ухо подается звук и ребенок его слышит, электроды регистрируют активность. Если ребенок не слышит звук, то мы видим на экране прямую линию. Эти точные, достаточно сложные методы уже в первые недели жизни позволяют выявлять нарушения слуха и к шести месяцам начинать реабилитацию. Мы получили стандарт «1-3-6»: в месяц провести скриниг, к трем месяцам поставить диагноз, к шести месяцам начать реабилитацию. Эта формула позволяет ребенку достичь того же самого уровня развития, что и его нормально слышащие сверстники.

Главный метод коррекции врожденной глухоты – кохлеарная имплантация. Что это за технология?

- Кохлеарная имплантация – поистине революционная технология, которая позволяет вернуть слух глухим детям и взрослым, которым не помогают даже сверхмощные слуховые аппараты. В начале проводятся диагностика и определение показаний для операции. Второй этап – сама хирургическая операция на ухе. Технически она не очень сложная: во внутреннее ухо вводится тонкий электрод, заушная рана зашивается, а через месяц подключается внешняя часть. По форме она похожа на слуховой аппарат. Внешняя часть улавливает звуки, переводит их в электрические импульсы, передает через магнит внутренней части, и электрод внутри улитки стимулирует нейроны электрическими сигналами, которые слуховой нерв понимает как звуки. Таким образом, мозг слышит, а ребенок получает возможность воспринимать речь и говорить.

Есть еще метод гидровибрационной стимуляции. Что это, как работает, насколько эффективно?

- Этапы имплантации, о которых я сейчас рассказывал, требуют определенного времени. К месяцу мы выявили нарушения слуха, к трем месяцам поставили диагноз, попробовали слуховые аппараты перед операцией. В лучшем случае к восьми месяцам – году, иногда позже, выполняется кохлеарная имплантация, то есть ребенок начинает слышать только после года.

Человек начинает слышать в периоде от 22 недель внутриутробного развития. Это очень важное время для нормального развития головного мозга, и если оно пропущено без звуков, то нужно хоть как-то заставить мозг развиваться, воспринимать окружающие сигналы. Для этого есть возможность задействовать сохранные анализаторы – зрение и кожную чувствительность.

С 60-х годов прошлого века применялся верботональный метод: различные вибрирующие устройства прикладывались к разным частям тела ребенка для того, чтобы стимулировать у него реакции и интерес к этим стимулам для развития. Но это не очень интересно для маленьких детей. В нашем центре мы создали методику гидровибрационной стимуляции. Ребенок находится в бассейне, и подводные динамики создают мощную вибрацию, воспроизводя музыку, голос матери, педагога. Ребенок воспринимает их всей поверхностью кожи, что вызывает у него бурные положительные эмоции. Так мы развиваем у него реакции на звуки, хотя он не слышит. Выстраиваем фундамент для проведения кохлеарной имплантации. Ребенок начинает переходить от вибротактильного чувства к разным ощущениям, в итоге время реабилитации значительно сокращается.

Коль скоро мы говорим о методах реабилитации и лечения, то невозможно обойти тему слухопротезирования. Что из себя представляет современный слуховой аппарат и насколько он похож на то, что было 30-50 лет назад?

- Это совершенно разные устройства. Раньше это были, по сути, аналоговые усилители звука, которые потенциально могли даже навредить остаточному слуху пациента. Сегодня слуховые аппараты – это совершенные цифровые устройства, по сути, полноценные компьютеры, которые позволяют человеку вернуть качество жизни.

Когда жизнь полна событий и планов, то бывают и чудеса
Они могут быть разными по внешнему виду и расположению: заушные или незаметные, располагающиеся в слуховом проходе. Эти устройства полностью компенсируют слуховую функцию. Они настраиваются через компьютер, в них заносятся данные о пороках слуха пациента, параметры усиления можно корректировать. Есть огромное количество дополнительных функций: шумоподавление, выделение речи из окружающего сигнала, устранение побочных шумов. Слуховые аппараты сегодня сопрягаются со смартфонами, ноутбуками, что позволяет слабослышащим слушать музыку, разговаривать по телефону. Если такой аппарат установлен у ребенка, то родители через смартфон могут контролировать, где он находится, а если аппарат потерялся, то через приложение можно найти его. Это действительно революционные технологии, и нет никаких поводов откладывать слухопротезирование, когда оно показано.

Слух – это мощный фактор, запускающий и поддерживающий всю мыслительную деятельность головного мозга. Своевременное слухопротезирование у детей важно для развития речи, языка, мышления. У взрослых оно влияет на качество жизни, у пожилых – на сохранение когнитивных навыков, профилактику болезни Альцгеймера, старческой деменции и даже рисков падения, потому что слух и равновесие тесно связаны. Если есть показания к слухопротезированию, его нужно своевременно выполнять в любом возрасте.

С 2019 года ваш центр участвует в международной программе по скринингу школьников. Как она работает, насколько можно оценить ее эффективность?

- Аудиологический скрининг новорожденных – это некий срез, когда мы выявляем детей с потерей слуха в возрасте от одного месяца. Но ведь нарушение слуха может быть отсрочено. Например, произойти на первом году жизни или в дошкольном возрасте. Поэтому ВОЗ декларирует, что нужно проверять слух и в другие периоды.

К сожалению, у нас в стране пока такой практики нет. Слух проверили ребенку при рождении, потом, может быть, у юноши проверят слух в военкомате. Если человек работает на шумном производстве, то он будет проходить диспансеризацию и профосмотр.

Но важно проконтролировать состояние слуха ребенка перед поступлением в школу. Если у ребенка глухота, то сложно представить, что к семи годам это не будет замечено. Но ведь бывают небольшие степени снижения слуха, когда ребенок в целом слышит, разговаривает, но у него есть логопедические проблемы, он испытывает проблемы при изучении иностранного языка. Очень часто на таких детей вешают ярлыки умственной отсталости, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, мол, они просто плохо учатся, и ничего тут не поделать. Но на самом деле ребенок просто плохо слышит. Поэтому плохо пишет диктант, получает двойки.

Но время вспять не повернуть. Если поставить диагноз в 11 классе, ребенок уже не сможет овладеть всем академическим материалом, который пропустил из-за слухового дефицита. Поэтому с 2019 года наш центр от Российской Федерации пошел в международную программу Федерации аудиологических обществ по скринингу слуха у школьников. Учащимся школ некогда ходить по поликлиникам, проводить слуховые скрининги. Поэтому нам нужно прийти к ним в школу.

Но школа – не тихое место, а для наших исследований нужна полная тишина. Еще проблема – нехватка врачей-сурдологов во всем мире. Обеспечить аудиологический скрининг в школе просто некому. Поэтому разработано приложение для планшета, которое позволяет проверить слух и не зависит от окружающего шума. С его помощью скрининг могут проводить и учителя, и школьная медсестра. Приложение очень интересно для детей, в то же время оно выявляет даже малейшие нарушения слуха.

В Санкт-Петербурге уже четыре школы были охвачены этой программой за четыре года, обследовано более 1500 детей. К сожалению, у 20% мы находили те или иные отклонения. В большинстве случаев это корректируемые потери слуха, вызванные серными пробками, экссудативными отитами, но ведь и о них никто не знал, а их тоже нужно лечить. В 2-3% случаев была выявлена сенсоневральная тугоухость, которая подлежит коррекции слуховыми аппаратами. Хорошо, что мы выявили этого ребенка в 6-7 лет, когда он только пошел в первый класс. Гораздо хуже, если бы мы сделали это позже и упустили возможности для развития.