В петербургском Музее Фаберже представили свыше 300 русских икон в драгоценных окладах, изготовленных в XVIII, XIX и XX столетиях. Организаторы уверяют – это самая крупная подобная выставка в мире, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Эльмира Низамова.
«Святитель Николай Чудотворец возвращает зрение сербскому кралю Стефану» – сюжет редкий, упоминается лишь в главном житии святого. Уникальна эта икона и другим – медный оклад не отличить от золотого.
«Это кропотливейший труд. Уровень механизации этих работ был близок к нулевому. Любой оклад – это труд нескольких человек, групп, артелей. Неважно, Фаберже ли это. Он тоже работал с выдающимися мастерами», – рассказал коллекционер и меценат Михаил Карисалов.
Долгое время центральную часть иконы закрывало зеркало. Это и помогло ей уцелеть. Многие шедевры не сохранились до нашего времени по разным причинам.
Икона «Богоматерь Казанская» украшена серебром и натуральным жемчугом. То, что она сохранилась – удивительно. Ведь в начале ХХ века для нужд государства изымалось все драгоценное, в том числе и оклады. Нередко люди и сами их сдавали за деньги.
Своя история – у каждого экспоната выставки. Окладов авторства Карла Фаберже немного.
«Оклады – это вещь традиционная, наверно, поэтому иностранные мастера их не очень любили, потому что в их традиции этого не было. И Фаберже этому не учили, ведь он учился за рубежом», – пояснила куратор выставки, академик Российской академии художеств Ирина Бусева-Давыдова.
Есть на выставке и икона, которую преподнесли императрице Александре Федоровне в день бракосочетания в 1894 году. Некоторые образа напрямую связаны с царской семьей, поэтому представляют особую ценность.
«Эти иконы крайне редки, они требуют огромных вложений. В силу своей уникальности, редкости. Их тяжело купить, даже если у вас неограниченные возможности. Их просто негде купить», – заявил президент Культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже Владимир Воронченко.
«Лувр бьется за эти изделия, чтобы высокое ювелирное искусство представлять у себя. Но мы пока составляем им конкуренцию», – добавил Михаил Карисалов.
Большинство представленных экспонатов из частной коллекции. Иконы собирали несколько поколений одной семьи с конца 80-х годов прошлого столетия. Ранее, как говорят организаторы экспозиции, такое количество икон в драгоценных окладах, никогда не выставлялось.
Выставка икон в Музее Фаберже будет работать до конца этого года.
Читайте также:
- Выставка «короля эмали» Ильгиза Фазулзянова открылась в Санкт-Петербурге
- Патриарх Кирилл показал икону из ополчения Минина и Пожарского, считавшуюся утерянной
- Выставка художника Бориса Григорьева открылась в Музее Фаберже
- Музей Фаберже: как эффективный менеджер создал ювелирную империю?
- Работы Фриды Кало на три месяца прибыли в Музей Фаберже
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»