Гений архитектуры, чьи творения стали символами эпохи. Казанский вокзал, станция метро «Комсомольская», и, конечно, Мавзолей Ленина – все это творения Алексея Щусева. Сегодня 150 лет со дня его рождения. По Москве великого мастера прогулялся корреспондент «МИР 24» Алексей Жидких.
Цитируют не только поэтов или философов, но и архитекторов. Полуцилиндры, полукруги, параллелепипеды. Вот и все, из чего архитектор Щусев «сочинил» здание Народного комиссариата земледелия. Стиль конструктивизм так впечатлил гостей столицы из Новосибирска, что они построили у себя точно такое же, только серого цвета.
Однако имя себе будущий конструктивист Алексей Щусев сделал как мастер совсем другой архитектуры – церковной. Белоснежный храм 1912 года в Марфо-Мариинской обители в стиле модерн как будто чудом оказался в самом центре Москвы.
Свои здания Щусев не проектировал, а «сочинял» – так он сам выражался. Тщательно прорабатывал детали. Видел даже, какими будут петли на окнах, дверные ручки. Архитектор, проекты которому заказывал сам император Николай II и один из них даже лично одобрил своей рукой, доказательства чему хранятся во Всероссийском музее декоративного искусства, станет позже лауреатом четырех Сталинских премий. 20-е годы – период конструктивизма, а дальше эпоха «сталинского ампира». Гостиница «Москва» – эталон этого стиля.
«Если он занимался каким-то стилем, он доводил его до совершенства, и даже в сталинском ампире он тоже был непревзойденный мастер», – отметил президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.
Однако в душе Щусев оставался чужд монументальности, но верен традициям русского зодчества. Главная башня Казанского вокзала – собирательный образ башен Московского и Казанского кремля. Железнодорожный узел как древнерусский городок.
Казанский вокзал – сложная композиция, в которой нарочито нарушена симметрия. Это фирменный почерк Щусева. Хоть это и вокзал, он очень напоминает русский терем. Слепо следовать модным архитектурным веяниям мастер не желал. Дом Железнодорожников 1927-го года тяготеет к стилю нарышкинского барокко: он украшен богатым лепным орнаментом.
Щусев отвергал идеи радикального переустройства исторического центра Москвы. За это его отстраняли, травили. Но даже в годы репрессий не посмели тронуть автора Мавзолея Ленину. Щусеву удалось немыслимое: органично вписать авангардное строение в ансамбль Кремля. Усыпальницу для вождя архитектор строил трижды. Первые две версии были деревянными. Нужно ведь было успеть за три дня, чтобы выставить для прощания гроб с Лениным.
В послевоенные годы Щусев много работал над проектами разрушенных городов: Истры, Новгорода, своего родного Кишинева. Скончался вскоре после сердечного приступа. Прощались с мастером в зале Центрального дома архитектора.
Последний свой шедевр – станцию метро «Комсомольская» – архитектор так и не увидел, ее открыли через три года после смерти Щусева. Работу мастера завершили его ученики.