Памятник незрячим бойцам ПВО откроют в Санкт-Петербурге. Подвиг красноармейцев-слухачей долгие годы был забыт, но именно они были на первой линии противовоздушной обороны Ленинграда. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.
Памятник уже отлит, остались последние штрихи. Скульптор Мария Третьякова два года работала над эскизом. Одной из главных задач было сделать изваяние тактильным, чтобы слабовидящие XXI века могли наощупь понять, что перед ними.
«В ходе работы над эскизами я поражалась, насколько красивы были сами звукоулавливатели, вот эта вся композиция, диковинные изгибы раструбов, преходящих в шланги, и какую-то плавность и тягучесть нам тоже хотелось перенести в памятник», – отметила скульптор Мария Третьякова.
Один из таких аппаратов сохранился в Петербурге. По сути, это локатор, но вместо радиоволны используется звуковая.
Два слухача могли понять, где именно находится бомбардировщик. Погрешность всего два градуса, и в указанную точку на ночном небе бил луч прожектора. Слухачи во время дежурства должны были сидеть неподвижно, чтобы не пропустить врага. Эти трубы усиливают все звуки в атмосфере. Они одновременно слышали и шелест листьев, и перезвон трамваев, и крики птиц. Слышу, как разговаривают смотрители где-то в дальнем зале музея. Именно поэтому сюда брали слепых. Только они могли выделить самый важный звук – двигателя самолета. Действовать надо было быстро – от аэропорта в Гатчине до города вражеской авиации лететь всего две с половиной минуты.
Те, кто остался жив, не рассказывали о своем подвиге. Просто не считали его таковым, поэтому историю незрячих защитников почти забыли, но вот кадры с самого первого парада Победы 1945 года. По Красной площади идут системы ПВО, прожекторы, а за ними те самые звукоуловители.
«Немецкие летчики довольно часто, осознав, что их обнаружили и внезапный налет не удастся, они стремились отбомбиться по той территории, до куда они добирались, и развернуться назад. Нередко доставалось именно слухачам, которые дежурили на звукоулавливателях. Они сидели на открытом пространстве, поэтому осколки могли легко их поразить. Кроме того, когда происходил взрыв вблизи, это сильно било по барабанным перепонкам и вообще по слуховому аппарату, так как у них слух был усилен с помощью устройства. И были случаи, когда слухачи оставались абсолютно без слуха до конца жизни», – рассказал сотрудник Народного музея истории Санкт-Петербургской региональной организации «Общество слепых» Никита Попов.
В начале блокады в Ленинграде оставалось 300 слабовидящих. Когда было принято решение привлечь их на службу, почти все вызвались добровольцами. Официально известно о десяти бойцах, прошедших подготовку и поступивших в Красную Армию, но специалисты не исключают, что их было намного больше.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Блокада Ленинграда