120 лет назад родился Алькей Маргулан. Его называют отцом казахской археологии. Он изучал историю древних кочевников и доказал, что корням государственности на земле Казахстана – тысячи лет. Корреспондент «МИР 24» Виталий Попов узнал подробнее об открытиях ученого.
Жолдасбек Курманкулов в молодости лично работал с отцом казахстанской археологии. Три месяца вместе анализировали результаты очередных раскопок.
«Было же понятие, что казахская степь – это сплошное кочевье. Не было оседлых городов, земледелия, фундаментальных искусств. А в мифах, преданиях, эпосах показана высокая культура. Видимо, это его наталкивало на археологию», – рассказал главный научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана Жолдасбек Курманкулов.
До поиска артефактов Маргулан 20 лет изучал историю, языки, архитектуру и фольклор Центральной Азии. Он понимал, что культуре степей тысячи лет. И решил доказать это.
В 1946 году ученый создает Центрально-Казахстанскую археологическую экспедицию. Недалеко от гор Бегазы Маргулан обнаружил погребальные сооружения, несвойственные кочевникам. Десятки плоских каменных блоков были установлены вертикально и образовывали что-то вроде прямоугольных оград. Вес некоторых колонн достигал трех тонн.
«Ящики сделаны из плит, плиты бывают до полутора и даже двух метров в высоту, такие конструкции. Внутри может быть просто погребение грунтовое или деревянные конструкции, срубы. И очень богатый инвентарь: оружие, украшения», – рассказала ведущий научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана Антонина Ермолаева.
Откуда в казахской степи десятки древних надгробных сооружений и искусно выполненные артефакты? Разве это не земля кочевников без оседлости и ремесел? Маргулан развенчал этот миф. Ученые обнаружили поселения бронзового века. И не только скотоводов. Металлургов!
«Он начинает изучать совершенно другой пласт культуры. Истоки степной цивилизации не надо искать в XIII веке, средневековье, еще глубже – в бронзовом веке. Что в основе степной цивилизации лежит? Добыча и производство», – отметила доктор исторических наук, археолог Зейнолла Самашев.
Маргулан видит, что еще три-четыре тысячелетия назад в Центральном Казахстане не только добывали медь. Ее умели плавить, соединять с оловом или мышьяком и получать бронзу.
«Это были крупные горно-металлургические центры, где активно шла работа с металлом. Добывали руду, проводили ее обработку, обогащение и плавку этой руды», – добавила Антонина Ермолаева.
Маргулан доказал, что еще в бронзовом веке в казахских степях были производство, поселения ремесленников, основы экономики, социальная иерархия. Те самые зачатки государственности, которые развились в сакское время, окрепли с приходом тюркских каганатов, Золотой орды и в итоге привели к образованию Казахского ханства.
«Казахстан чрезвычайно контрастная страна. В отношении древней цивилизации здесь имеются громадные скопления памятников разной эпохи. Громадный интерес представляет изучение особенно памятников древнего искусства, например, наскальные гравюры, каменные изваяния», – сказал основоположник казахстанской школы археологии и этнографии Алькей Маргулан.
30 лет Маргулан провел в археологических экспедициях. Был одним из самых популярных и любимых народом ученых своего времени.
«В Центральном Казахстане как минимум в 10 домах есть один Маргулан ребенок. Постоянно так называли. Они не говорили Алькей. Все думали, что Маргулан. Так и детей называли Маргуланом», – отметил Жолдасбек Курманкулов.
Сейчас имя Маргулана носят Педагогический университет в Павлодаре и Институт археологии в Алматы. А собранный им материал лег в основу первых книг по истории Казахстана.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: История