К 100-летию Татьяны Лиозновой: что помогало мастеру создавать истории, покорившие миллионы?

11:09 20/07/2024
К 100-летию Татьяны Лиозновой: что помогало мастеру создавать истории, покорившие миллионы
ФОТО : Валентин Мастюков, Валентин Черединцев/ТАСС

20 июля исполняется 100 лет со дня рождения легенды кино Татьяны Лиозновой. Ее фильмы стали классикой и золотым фондом советского кино, а история о разведчике Штирлице принесла режиссеру ошеломляющий успех. О культовых работах мастера рассказывает корреспондент «МИР 24» Роман Бирюков.

Прогулка Штирлица с фрау Заурих – это сцена, с которой начинается сериал «Семнадцать мгновений весны».

Она снималась не в пригороде Берлина, а в подмосковной усадьбе Архангельское-Тюриково. Эту натуру, как говорят в кино, выбрала сама Татьяна Лиознова. А все из-за актера Льва Дурова, который сыграл агента Клауса. Перед выездом на съемки в ГДР он завалил собеседование в органах госбезопасности. Лиознова, конечно, расстроилась, но менять актера не стала, вместо этого режиссер придумала Баварский лес рядом с Москвой.

«В этом вымышленном лесу штандартенфюрер СС Штирлиц и застрелил Клауса. Это случилось прямо здесь, на берегу пруда», – отметил журналист.

Если Татьяна Лиознова что-то задумывала, ее невозможно было остановить.

«Татьяна Лиознова создала архитип идеального героя, в народном сознании далеко шагнувшего за пределы фильма. Это образ идеального профессионала, обладающего не только спектром навыков разведчика, но также обаянием, благородством и незаурядным умом», – подчеркнула искусствовед выставочного отдела РОСИЗО Вера Авдеева.

«Снимая Штирлица, она говорила, что его должны женщины, сидящие перед телевизором, полюбить настолько, чтобы не изменять своему мужу. Она не могла показать Штирлица обнаженным по торс, например, или в майке. Он должен был быть абсолютно идеальным героем», – рассказал киновед, кинокритик Вячеслав Шмыров.

«Семнадцать мгновений весны» принесли Лиозновой всенародную любовь и 12 мешков писем поклонников. По-своему особенным в ее кинобиографии стал еще один фильм.

«Карнавал» – самая личностная моя картина. Это и отношения с матерью мои, там, может быть, и тяга ее к отцу и то, как они друг друга любят», – говорила режиссер, народная артистка СССР Татьяна Лиознова.

В этом фильме самые сильные ее чувства: боль утраты, отец погиб на фронте и безграничная любовь к матери, которая ее вырастила. Сцена, где Нина и ее папа вдруг начинают хохотать, в сценарии не было. Татьяна Михайловна придумала ее сама.

Свою карьеру Татьяна Лиознова завершила рано. Ей было 62 года. Но это был осознанный и твердый выбор. Без кино она прожила 25 лет. На вопрос жалела ли о своем решении, ответ никто не знает. Режиссер говорила, что тоскует только по творческой суете на площадке.