Великий Малый. 200 лет назад в Доме Островского поставили первую пьесу. Закулисье легендарного театра

12:57 26/10/2024
Великий Малый. 200 лет назад в Доме Островского поставили первую пьесу. Закулисье легендарного театра

Малый театр отмечает юбилей. 200 лет назад прошло первое представление в историческом здании на Театральной площади. О великом театре – корреспондент «МИР 24» Роман Бирюков.

Юбилейный сезон в Малом театре встречают в привычной компании: Пушкин, Гоголь, Булгаков. И, конечно, Островский. Главный драматург театра. Здесь он видел все свои 48 пьес, а многие из них даже сам срежиссировал.

«Островский основательно сидит перед Малым театром, потому что здесь его место. Здесь по-прежнему идут многие его пьесы, здесь блистают в ролях героев Островского нынешние великие актеры звездной и богатой индивидуальностями труппы Малого театра», – отметил ректор ГИТИСа, профессор Григорий Заславский.

Не только герои Островского, но и вся «классика» Малого театра одевается в этом костюмерном цехе. Бальзаминов, Чацкий, Чичиков и даже император Карл X. Его камзол требует тщательного ухода.

«Он сделан из парчи, сложность заключается в том, что он очень детализирован. Он весь в кружеве, завитушках. Не совсем театральный, а больше киношный. Настолько он проработан и детализирован», – пояснила начальник мужской костюмерной Елена Подпорина.

Богато украшен и зрительный зал Малого театра. Здесь главенствует ампир. А в ложах сохранились колонны, гирлянды и деревянные узоры, выполненные еще в середине XIX века.

«Сцена, как изначально была задумана и построена, в тех же самых пропорциях и осталась. Все те же семь игровых планов, тот же круг 17 метров», – рассказал заместитель директора по развитию театральных технологий Артур Ратке.

От оружия пропаганды до культурного феномена
Сцена – главная гордость Малого театра. Сложный механизм со множеством подъемников, которые скрыты от глаз зрителей. Раньше их вращали вручную, теперь – с помощью электромеханических приводов.

«Динамическая нагрузка, то есть тот вес, который площадки могут перемещать вертикально, 250 килограммов на квадратный метр. Максимальная скорость вращения нашего круга – до одного метра в секунду, ход площадок – три метра вверх и три метра вниз», – отметил Артур Ратке.

«Чтобы увидеть, как устроен механизм подъемников, пришлось спуститься в шахту», – говорит корреспондент.

«Вот там расположены опорные катки, по которым вращается вся конструкция, там же расположены по периметру 11 моторов, которые вращают катки, соответственно весь барабанный круг вращается», – показал Артур Ратке.

А в этом помещении все вращается вокруг истории театра. Своеобразный Малый в Малом: даже пространство этой выставки оформлено в виде фасада театра. Здесь собраны редкие кадры из спектаклей разных лет, портреты знаменитых артистов в образах и архивные документы.

«В XIX веке суфлерские и режиссерские экземпляры переписывались от руки. Зачастую для этого нанимались театральные писари, которым платили деньги за то, чтобы они переписали новую пьесу и раздали экземпляры суфлеру, режиссеру, а потом переписали роли артистам. Один из экземпляром переписала дочка суфлера, помогая своему папе, – 9-летняя Мария Ермолова, будущая великая актриса Малого театра», – рассказала заведующая мемориальной квартирой А.И. Сумбатова-Южина Вера Тарасова.

В юбилейном сезоне в репертуаре Малого около пяти десятков спектаклей и как всегда акцент сделан на классику. Мировую и русскую.