Олимпиада-80: как обеспечивали порядок в Москве во время летних Игр?
Летом 1980-го года улицы Москвы опустели. Детей отправили в пионерские лагеря, а неблагонадежных – за 101-й километр. Во время проведения летних Олимпийских игр преступность в столице СССР была минимальной, сообщает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Белькевич.
В преддверии Олимпиады 1980-го года Москва опустела. Из нее были принудительно выселены за 101-й километр десятки тысяч человек: представители маргинальных слоев, рецидивисты, фарцовщики. Страна ожидала визит нескольких сотен тысяч гостей, в том числе из-за рубежа. И данные меры были продиктованы не столько желанием сохранить лицо на международной арене, сколько требованиями безопасности.
Детей отправили в пионерские лагеря, где ввели две смены по сорок дней. В перерывах ребята из Москвы могли недолго побыть в городе. Въезд в столицу был строго по пропускам, машины тщательно досматривали. Число автомобилей на и так свободных городских дорогах сократилось в 20 раз. Порядок на улицах города и массовых мероприятиях обеспечивал весь личный состав органов внутренних дел и сотрудники КГБ в штатском. Особое внимание уделяли Олимпийской деревне.
Внешняя система охраны Олимпийской деревни включала металлическое сетчатое ограждение высотой свыше трех метров по всему периметру, охранные полосы по обе стороны ограждения, контролирумые фотоэлектрической сигнализацией «ЛУЧ-К».
Власти не хотели провокаций: Олимпиада проходила на фоне ввода войск в Афганистан и бойкота летних Игр со стороны десятка стран.
«Американские олимпийцы не поедут в Москву. Это наше окончательное решение».
Спецслужбы могли отследить и установить местонахождение каждого прибывшего иностранца. Кроме того, силовики были обеспечены всем, чтобы не допустить даже подобие провокации.
«Мы практически месяц сидели в так называемом казарменном положении. Это всегда ты сидишь, если ты находишься сейчас на боевом дежурстве, в форме, с бронежилетом, каска, и у тебя твое оружие и боекомплект, который у тебя находится рядом. Также нас был БТР, всегда он был в боевой готовности».
Ограничения касались и журналистов, освещавших Олимпиаду. Один из них – Александр Любимов – вспоминает: чтобы попасть на соревнования, следовало пройти милицейский кордон.
«Нас останавливают и не пропускают вообще никуда. Вроде аккредитация есть, пропуск на машину есть, стоянка остается там, не знаю, 80 или 100 метров, нет и все! А здесь нельзя, а вам нельзя!»
Зато можно было многое другое. На прилавках советских магазинов появились дефицитные товары, город буквально жил спортивным праздником. А в историю вошли достижения атлетов.
«36 мировых рекордов было установлено, и общее впечатление такое, что отзывы, что это была прекрасная Олимпиада».
Игры-80 стали отличной тренировкой для всех советских спецслужб, формат работы которых с тех пор кардинально изменился.