Как фрески XIII века спасают в Нузальской часовне в Северной Осетии?
В Нузальской часовне в Северной Осетии спасают уникальные настенные фрески. Древнейшую православную святыню России построили в XIII-XIV веках. Она является объектом культурного наследия федерального значения. За работой реставраторов наблюдал корреспондент «МИР 24» Чермен Улубиев.
Паломники из Подмосковья Дмитрий и Наталья проехали две тысячи километров ради небольшой церкви в Северной Осетии. Давно хотели сюда попасть.
«Чувствуется, что это древнее место, и оно дышит стариной. И вот эти краски, хорошо сохранившиеся, это очень много значит. И молитвенную атмосферу это тоже определенную создает. И когда пели, мне показалось, хорошая акустика. Настраивает атмосфера вот этого храма и его архитектура на молитву», – поделилась паломница Наталья Илларионова.
Большая часть фресок Нузальской часовни хорошо сохранилась. Узнаваемы лики Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи. Более чем за семь веков не утеряны образы архангелов Гавриила и Михаила, святых Георгия и Евстафия. Исследователи обнаружили автограф: средневековым иконописцем оказался Вола Тлиаг.
Нузал называют царским селом. Историки считают его родовым селением последнего аланского царя Ос-Багатара. Здесь же находилась резиденция правителя. А Нузальская церковь могла быть местом его захоронения. Часовню с аланским правителем связывают и из-за останков крупного мужчины. Их внутри храма в прошлом веке обнаружили археологи. Считается, что Ос-Багатар сплотил предков осетин после катастрофы монгольского нашествия.
«Небольшая постройка. Некоторые склепы в других частях Северного Кавказа и то выглядят намного презентабельнее. Но, когда заходят сюда, этот стиль осетинский, достижения архитектуры в соединении с живописью византийской создают это напряжение. И тогда люди бывают просто обезоружены. Они сразу понимают, в чем ценность».
Реставратор высшей категории Ольга Соколова напоминает хирурга. Главный принцип, как и в медицине, – не навреди. Нужно передать потомкам то, что дошло до нас сквозь века.
«В реставрации основной принцип – это сохранение подлинных материалов, касающихся кладки, камня, штукатурки, а также красочного слоя, завершающего этапа этого художественного исполнения».
Задача реставратора – сделать «бортовку», то есть укрепить края фресок. Это позволит избежать дальнейшего отслоения изображений от каменных стен.
«Бортовочная отделка идет по краю красочного слоя и живописи штукатурки. Она делается под наклоном, чтобы сохранить и прижать живопись к основанию. За счет бортовки фреска закрепляется и не двигается», – пояснила Ольга Соколова.
Нузальская часовня популярна у туристов. Ежедневно ее посещают сотни человек. Постоянные сквозняки и физическое воздействие отрицательно сказываются на состоянии фресок. Поэтому сохранные работы в храме планируют проводить каждые шесть-семь лет.
Консервация фресок в часовне проводится по поручению главы Северной Осетии Сергея Меняйло.