Документалист хрущевской оттепели. 100 лет исполнилось со дня рождения кинорежиссера Марлена Хуциева
Исполнилось 100 лет со дня рождения советского режиссера Марлена Хуциева. Он автор таких знаменитых фильмов, как «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Застава Ильича», «Июльский дождь». Его работы часто критиковали власти, но при этом любили зрители. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Дмитрий Белькевич.
Его называют документалистом хрущевской оттепели. Режиссер Марлен Хуциев – автор десятка фильмов, каждый – отражение эпохи. В «Весне на Заречной улице» герои – работающая молодежь. Которая тоже влюбляется.
Роль передовика производства у тогда уже популярного Николая Рыбникова. Главную героиню сыграла малоизвестная Нина Иванова. Режиссер считал: это только придаст реалистичности персонажу.
Хуциев считал: в кино должна отражаться реальная жизнь. Он создавал художественный образ документальными средствами, на сталилитейном производстве.
«Даже в условиях киностудии, в условиях павильона он всегда старался воспроизводить максимально достоверную атмосферу жизни советского человека. Не только советского человека, а вообще героя».
Критики картину не оценили. Назвали рефлексирующего главного персонажа нетипичным представителем рабочего класса. Но больше всего Хуциеву досталось за «Заставу Ильича». На режиссера обрушился гнев самого Хрущева: была общественная порка с трибуны в Кремле. Главная претензия – к сцене, где главный герой общается с погибшим на фронтах войны отцом.
«Хуциеву пришлось переделывать вторую часть, перемонтировать ее, переписывать сценарий. Вместе, в том числе, с Сергеем Герасимовым», – рассказал Станислав Дединский.
Новая версия получила название «Мне 20 лет». В этом же 1963 году в столицу на Московский кинофестиваль приехал Федерико Феллини. Он попросил встречи с Марленом Хуциевым, назвав его после «поэтом от кинематографа». В очередном фильме советского режиссера «Июльский дождь» киноведы нашли влияние итальянской школы.
«Это фильм, в котором сошлась эстетика оттепельного кино, европейского кино. Сразу несколько традиций в этом фильме соединилось. Не случайно этот фильм критиковали за то, что он следует в курсе Микеланджело Антониони», – отметил Станислав Дединский.
Несмотря на критику и ограниченный прокат, Хуциев строго придерживался своего курса. Ориентируясь на советские и человеческие ценности, противопоставлял наше кино голливудскому. И тем полюбился советскому зрителю. «Посмотрите внимательно их картины. И посмотрите, какая режиссура у нас. Это я как заведующий кафедрой вам говорю. Мы гораздо более талантливы», – говорил Хуциев.
