Алматинский мастер изготовил двухтысячную камчу. Как ремесло становится миссией?
Алматинец Есенкельды Кулжабаев изготовил свою двухтысячную камчу. Уже более полувека мастер вручную создает традиционные казахские кнуты. Ремесло он перенял у отца и обучает ему других, рассказывает корреспондент «МИР 24» Наргиза Такежанова.
Этот узел называется «жылан бауыр» – «змеиное брюхо». Техника напоминает чешую, а сложность выполнения под силу только самым опытным мастерам. Каждое движение как кисть художника, только вместо краски – кожа и витки.
«Отец показал, как завязывать узлы, как создаются узоры. Тогда я впервые понял, насколько это красиво. С тех пор не могу остановиться. Сначала были простые изделия, теперь я плету и 24- и даже 40-прядные камчи, это уже почти ювелирная работа», – рассказал педагог по прикладному искусству Казахского национального педагогического университета имени Абая Есенкельды Кулжабаев.
Камча – традиционный кнут казахов. Раньше без нее не обходился ни один всадник: ею подгоняли лошадей, а при случае использовали как оружие. Камча была не просто вещью, а символом кочевой жизни.
«Камча состоит из нескольких частей, которые имеют свои названия. К примеру, рукоятка этой камчи выполнена из очень крепкого дерева. Оно не ломается. Само плетение называется «өрім», вот это кнутовище – сап, а соединение кнута с кнутовищем – алақан», – пояснил Есенкельды Кулжабаев.
Каждая камча требует часов, а то и дней кропотливого труда. Шнуры нарезаются вручную, затем замачиваются, тянутся и только потом вплетаются в орнамент. Чем больше прядей, тем сложнее техника.
«Восемь нитей – это базовый набор плетения. Главное правило здесь – не перепутать порядок и соблюдать симметрию. Сначала делим нити пополам, по четыре с каждой стороны. Берем первую нить правой стороны, проводим ее снизу, протягиваем в центр между двумя половинами левой стороны. Перекидываем поверх и возвращаем обратно в свою группу. Теперь то же самое с левой стороны. Таким образом, поочередно работаем с крайними нитями и переплетаем аккуратно между собой. Вот такое плетение у нас должно получиться».
Камчи бывают мужские и женские. Мужские тяжелые, прочные. Женские легче и изящнее, подчеркивают статус. Помимо этого казахского атрибута, мастер создает сумки и другие аксессуары. Свои работы он часто представляет на республиканских и международных выставках.
«Это не просто хобби, это его жизнь. Бывает подолгу увлечен одним изделием. Во время работы чаще всего ему помогает дочь, например, нарисовать дизайн, эскизы. Я также подсказываю, как сделать лучше и интереснее. Поддерживаем его всей семьей».
Сегодня Есенкельды Кулжабаев не просто мастер, он еще и наставник. В его мастерской занимаются студенты и молодые ремесленники.
«Раньше я умел плести, но у меня были только базовые навыки. Придя на его занятия, я понял, что камча — это целый мир. Учитель всегда говорит: «Если не уважать материал, ничего не получится». Помимо этого, он преподавал нам резьбу по дереву, и именно в этом направлении я начал развиваться. Сегодня мы даже коллеги».
Две тысячи камчей. В каждой история, характер и почерк мастера. Для Есенкельды Кулжабаева это не просто ремесло, это – миссия. Он верит: пока есть те, кто плетет, будет жить и традиция.