С одной винтовкой на троих. Подвиг московских ополченцев в годы Великой Отечественной войны
11 октября — День Московского народного ополчения. В 1941 году люди, имевшие бронь, добровольно пошли в военкоматы. Там были и 16-летние мальчишки, и 55-летние мужчины, в то время считавшиеся пожилыми людьми. Большинство перед реальными боями стреляли всего несколько раз, но на поле боя ополченцы вели себя как герои, несмотря на то, что зачастую у них была одна винтовка на троих. Москва выстояла в том числе благодаря и защитникам из народа, передает корреспондент «МИР 24» Артем Васнев.
Смоленская область, село Богородицкое в 16 километрах от Вязьмы. Здесь 11 октября 1941 года окруженные части Красной армии под командованием генерал-майора Лукина предприняли попытку организованного прорыва. Прорывалась в том числе вторая дивизия Народного ополчения. Вышли немногие.
Те, кто не вырвался из «Вяземского котла», навсегда «легли» в смоленскую землю. Здесь братские могилы. Под Вязьмой бросок вермахта на Москву пытались остановить в том числе 11 дивизий ополченцев. Приблизительно 135 тысяч бывших профессоров, учителей, рабочих, которые могли бы отсидеться в тылу. Но они приняли бой, были фактически «смертниками». Вышло лишь 10% от 135 тысяч. В километре от мемориала музей «Богородицкое поле».
Деревянный медальон был только у ополченцев. Сохранность такой гильзы из дерева нулевая. Ополченец автоматически становился пропавшим без вести. Котелок, похожий на кастрюльку, и стеклянная фляга. Мало что осталось от английской винтовки времен Первой Мировой. К такому оружию ополченцы получали максимум 20 патронов. Необученных их бросали в бой. Но их боевой дух был даже выше, чем у кадровых военных.
«Пришел мужчина, если подальше отодвинуть руку, то пять пальцев он видел, а чуть дальше уже нет. Его потом комиссовали, но, как мы здесь говорим, это показывает уровень того высокого патриотизма, морального, боевого духа и то, на что были готовы люди ради своей Родины».
После 3 июля 1941 года и знаменитого обращения Сталина к советскому народу — все помнят фразу «Братья и сестры» — началось формирование дивизий ополчения. Планировалось, что их будет 25, по числу районов Москвы, но удалось собрать 12 дивизий. Это был так называемый «летний призыв». Ополченцы, не имевшие боевого опыта, не умевшие ходить строем в реальном бою вели себя как настоящие герои.
«Иосиф Сталин как руководитель советского государства высоко оценивал вклад участников Народного ополчения, в своих речах он в том числе восхвалял их и ставил в пример всему советскому народу».
Рафгат Валиева — командир огневого взвода 18-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения. Под его командованием подразделение вырвалось из «Вяземского котла», героически сражалось под Истрой, а после войны Валиев продолжил заниматься военной наукой и дослужился до генерал-майора.
«Он был одним из людей, которые создавали ракеты класса «воздух-земля» и разрабатывал их, и даже за это он получил Ленинскую премию в 1960-е годы».
Но таких как Валиев среди ополченцев было немного. Большинство пали героями.