Операция «Елочка». Как российские леса спасают от новогодних браконьеров?
Ущерб на сотни тысяч рублей ежегодно наносят российским лесам браконьеры. Активизируются они традиционно в преддверии новогодних праздников. Под сруб идут сосны, ели, пихты – все, на чем можно заработать. Но у хвойных деревьев немало защитников – в этом убедился корреспондент «МИР 24» Игорь Мосунов.
Сотрудники лесной охраны перешли на усиленный режим работы. Назначены дополнительные дежурства, увеличено количество патрулирований. И эти меры небезосновательны. Несмотря на многолетние запреты, желающих срубить ель в лесу все же находятся.
Житель Челябинской области пойман с поличным. Мужчина пытался срубить молодую ель. И сделал бы это, если бы лесники не подоспели вовремя. Едва успели – работы много.
Алексей Шабунин начальник отдела федерального государственного лесного контроля Главного управления лесами Челябинской области:
«По результатам у нас на сегодняшний день выявлено два случая незаконной рубки, общий объем составил семь деревьев – семь пихточек. Материалы переданы в следствие. Возбуждено уголовное дело».
Искать нарушителей помогает техника. Леса патрулируют с высоты птичьего полета с помощью квадрокоптеров.
«Отличие этого дрона в том, что он снабжен камерой ночного видения – тепловизором, что позволяет, особенно зимой, четко различить посторонних в лесу. Вот, видим, что происходит на земле – сейчас несколько человек: техника, грузят елки. И переходим в инфракрасный и можем даже посчитать, сколько людей находятся в лесу».
Но, несмотря на это, люди с пилами и топорами продолжают идти в леса. В России ущерб от новогодних браконьеров ежегодно оценивается в сотни тысяч рублей. «Если срубить одно дерево, примерно 9 тысяч будет лесному фонду нанесен ущерб – уже уголовное дело. Если обломить веточки – это около 3 тысяч будет. Это административное», — пояснил начальник территориального отдела Пластовского лесничества Михаил Белицкий.
За незаконную рубку для физических лиц предусмотрен штраф до 5 тысяч рублей. Для юридических – до полумиллиона.
В этом подмосковном лесу на любой подозрительный знак реагируют оперативно. Как результат: нарушений, связанных с незаконной рубкой деревьев, здесь не было порядка 10 лет.
«Если мы видим машины, то понятно, что, скорее всего, хотят наши елочки срубить. Сразу останавливаемся и идем искать, вызываем полицию».
Помимо специалистов лесного хозяйства за сохранностью деревьев следят экоактивисты. Чаще всего это местные жители. Их бдительность не раз спасала хвойные.
Операция «Елочка» – всероссийская. Контроль за лесным фондом в преддверии новогодних праздников усилен во всех регионах страны. Ведь живая елка, в первую очередь, – украшение леса, а не домашнего интерьера.
