Российские ученые создали нанотехнологию доставки антибиотиков прямо в легкие
Ученые НИЯУ МИФИ совместно с Институтом биоорганической химии РАН создали инновационную систему адресной доставки лекарств в легкие. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда. Препарат помещается в микроскопические металло-органические каркасы (МОКС) — пористые «губки», которые концентрируют антибиотик прямо в легочной ткани, сообщает ТАСС.
«Важной проблемой медицины является доставка препаратов именно в больной орган. Мы предложили использовать МОКС для рифампицина. Эти частицы позволяют загружать большое количество лекарства», — отметили в пресс-службе.
Каркасы размером около 100 нанометров состоят из ионов хрома и терефталевой кислоты. В экспериментах на мышах они показали стабильность в крови и высокую активность против золотистого стафилококка. Наночастицы избирательно накапливаются в легких и медленно высвобождают лекарство.
«Мы обнаружили, что МОКС накапливаются в легких быстрее и эффективнее, чем ожидалось. Это связано с их структурой и химическим составом», — рассказала Ольга Грязнова из ИБХ РАН.
Технология позволяет доставлять препарат прямо в очаг инфекции, снижая побочные эффекты и повышая эффективность лечения. В будущем МОКС могут использоваться и для онкологии легких.
Ранее российские ученые разработали первый в мире препарат для лечения болезни Бехтерева — тяжелого аутоиммунного заболевания, приводящего к поражению позвоночника и, в запущенных случаях, к инвалидности. Над созданием лекарства шли почти 20 лет, и сейчас оно находится на третьем этапе клинических испытаний. Препарат избирательно воздействует на патологические аутоиммунные лимфоциты, вызывающие воспаление, не подавляя при этом всю иммунную систему — в отличие от стандартных методов терапии. Вводится он редко — один раз в полгода или раз в год, что снижает риск побочных эффектов и потери эффективности со временем. Пациенты уже отмечают улучшения: как рассказал один из участников испытаний Сергей Попыгин, уже через месяц после начала лечения у него повысилась подвижность грудного отдела позвоночника, а эффект усиливался постепенно, становясь накопительным.
