Неизвестный Иван Грозный

16:33 08/02/2017
Неизвестный Иван Грозный

Споры противников и сторонников памятника Ивану Грозному в Орле не утихают вторую неделю – первый русский царь, разделивший страну на две части в XVI веке («опричнину» и «земщину»), разделил ее на два лагеря и сегодня. Пока историки и публицисты пытаются выяснить степень кровожадности или святости Ивана Грозного, «МИР 24» предлагает посмотреть на личность первого русского царя с малоизвестной стороны: не как на монарха, а как на любовника, ресторатора, дипломата и любителя животных.

 

ГОСУДАРЕВ ФЕЙСКОНТРОЛЬ

 

«Государева воля – закон и загадка», – писал Владимир Сорокин в романе «День опричника», который был издан в 2006 году. Роман переносит реалии опричного времени на гипотетическое будущее России, но, возможно, куда точнее, чем многие учебники истории, описывает характер власти Ивана IV. «Законом и загадкой» сделал престольную российскую власть Иван IV, когда принял на себя 16 января 1547 года титул царя. Вроде бы ничего особенного – правитель и правитель, только называется теперь по-другому. Однако, в соответствии с византийской традицией, новый титул утверждал, что «всякая власть от Бога», а это значило, что поступки царя с этого момента могут быть непопулярными и даже необъяснимыми, но негодовать по этому поводу нельзя – грех.

В противопоставление разнообразным зверствам, которые учинял Грозный и которые нельзя было осуждать, апологеты прославления царя часто ставят расширение территории Русского государства. Однако мы обязаны ему гораздо большим, чем ростом государственных границ. Например, возможностью выпить в компании не дома.

Именно Иван Грозный основал первое в России питейное заведение – кабак. Распоряжение поступило от царя, когда он вернулся в столицу после взятия Казани. Место для первого в России кабака было выбрано удачное – на Балчуге, с видом на Москву-реку и Кремль.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Казнь в Нюрнберге: как умирали и спасались бонзы Третьего рейха

Однако в первом русском кабаке действовал жесткий фейсконтроль, и пускали в него только приближенных к царю – чтобы не соблазнять простой народ «зеленый змием». Разумеется, большинство посетителей питейного заведения составляли опричники. Увы, о нравах и поведении этих людей в кабаке исторические источники молчат.


Николай Неврев. «Опричники». Холст. Масло. Музей изобразительных искусств Кыргызстана.

На первом российском кабаке не было кириллической вывески – вместо нее вход в питейное заведение украшала развесистая еловая лапа. За это первый в России кабак был прозван в народе «Иван Ёлкин».

 

ЗООПАРК У КРЕМЛЯ

 

Крепкими алкогольными напитками Иван Грозный снабжал не только своих приближенных, но и… слона, которого подарили ему аравийские послы – в знак будущей крепкой русско-аравийской дружбы.

Первый слон, прибывший на территорию России, был поселен в Алевизовом рву – фортификационном сооружении, которое отделяло Красную площадь от Кремля.


Никольские ворота Кремля и Алевизов ров. Акварель Ф.Я. Алексеева. 1800-е

По свидетельствам современников, слон прекрасно понимал, кто в этой далекой и снежной стране главный, а потому всегда садился перед Иваном Грозным на колени.

Вместе со слоном прибыл в Московию и араб, который должен был ухаживать за животным, оторванным от родного климата. По правилам того времени, слонов, живших в Европе при богатых дворах, было принято поить крепким красным вином – чтобы животные не замерзали. Но вино – это было понятно русским уже тогда – баловство южных народов. Слона, жившего у Кремлевской стены, поили исключительно водкой.

Увы, история первого слона, хозяином которого был русский царь, закончилась для животного весьма плачевно. Вместе с арабом-дрессировщиком животное обвинили в распространении в городе чумы. Тогда араба со слоном отравили в подмосковный посад, где араб вскоре умер. Слон, обычно находившийся запертым в сарае, сломал ставни и улегся на могиле араба. С могилы он не желал уходить, несмотря на крики и залпы оружия. В итоге слона забили, а Ивану Грозному сказали, что животное околело на морозе. В доказательство царю были поднесены клыки животного.

 

ДЕЛА ЛЮБОВНЫЕ

 

В самый разгар «опричнины» Иван Грозный пишет несколько писем английской королеве Елизавете, последней из рода Тюдоров. Речь в них идет о торговле и установлении дипломатических отношений, но не только об этом, считают многие историки.

В письме от 24 октября 1570 года неоднократно упоминается о неких «тайных делах великого значения». Историки склонны полагать, что речь в письме шла о женитьбе русского царя на представительнице английского престола. А также – о предоставлении Ивану Грозному политического убежища на Туманном Альбионе. В том случае, если народ или бояре прогонят царя.

 

Тест о первом русском императоре

 

В отличие от своей современницы и политической конкурентки Марии Стюарт, к которой, правда, Иван Грозный не сватался, Елизавета была более скромной в политике и жизни, и отказалась вступать с русским царем в «тайные дела». Своенравный Иван Грозный тогда обиделся и отозвал все торговые грамоты, выданные англичанам.

 

БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ

 

Вытрезвителей при Иване Грозном не было, но это совсем не означает, что власти не боролись с неограниченным потреблением алкоголя. Если «Домострой» больше запрещал злоупотреблять женщинам («Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронок еды и питья втайне от мужа своего не держать»), то негласные правила распространялись на любителей выпить обоих полов.


«Домострой». Фрагмент.

Так, при первом русском царе загульных пьяниц начали сажать в бочку с медовухой или пивом. Пьяница сидел там до тех пор, пока не выпивал целую бочку. Многим может показаться, что такое наказание было для пьяниц несерьезным, даже приятным. Однако не стоит забывать, что хмельной напиток обладает мочегонным свойством, и опорожняться пьяницам приходилось в ту самую же бочку, откуда приходилось пить.

Кроме того, стоит учитывать элементарную физиологию – при долгом нахождении в такой бочке кожа начинает отслаиваться от костей, и человек умирает. Так что, быть открытым алкоголиком могли позволить себе только самые смелые.

 

ТАЙНА СМЕРТИ

 

Загадки сопровождают не только некоторые решения Ивана Грозного, но и его смерть.

Еще при жизни Грозный выбрал место своего погребения – рядом с убиенным сыном Иваном (о том, было ли убийство делом рук самого царя – нет единого мнения до сих пор). В середине 1960-х археологами проводилось вскрытие этой гробницы. На основе костей ученые сделали вывод о большом физическом здоровье царя. Крепкие и недеформированные кости в районе шеи опровергали предположение о том, что царь был предательски задушен своими любимцами – Богданом Бельским и Борисом Годуновым. Но удивило исследователей другое – в гробницах были обнаружены остатки мышьяка и ртути.


Усыпальница Ивана Грозного. 1917 год.

Если доза мышьяка была довольно мала для смертельной, то вот количество ртути превышало опасную для здоровья человека дозу.

Сразу же было высказано предположение, что Иван Грозный болел сифилисом, а ртуть использовал для лечения своего недуга – этим химическим ядом «лечили» сифилис многие врачи того времени. Однако обследование костей не нашло следов предполагаемой болезни.

О том, могли ли Ивана Грозного отравить ртутью, историки не могут договориться до сих пор. Как, впрочем, нет единого мнения о том, был ли первый русский царь полоумным тираном или жестким государственником, который использовал свою власть строго, но справедливо.

Дискуссия вокруг установки памятника Ивану Грозному в Орле началась еще в сентябре этого года, когда губернатор области Вадим Потомский завил о планах поставить памятник первому русскому царю в центре города. Осуждение планов Потомского усиливалось из-за его исторической неграмотности – ранее на пресс-конференции губернатор заявил, что Грозный не убивал своего сына, а просто вовремя не отправил его на лечение, когда тот заболел по дороге «из Москвы в Петербург».

На минувших выходных дискуссию о памятнике Ивану Грозному включились и представители искусства. Так, сибирский художник Владислав Гультяев установил в Канске альтернативный памятник неоднозначному русскому царю – деревянный кол, с острия которого течет кровь.

«В экзистенциальном плане памятник символизирует внутренний стержень, который должен быть у каждого русского человека, иначе ни о какой духовности не может быть и речи. Его изящный профиль, устремленный четко вверх, показывает стремление нашего народа к славным подвигам и титаническим свершениям», – в сатирической форме объяснил смысл своей работы художник на странице в Facebook.

Алексей Синяков