«Ах, эта жизнь почти что рай. Однако местами переходит в ад...»

19:20 17/12/2017

В пятницу Замоскворецкий суд Москвы признал виновным бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева. Приговор – восемь лет колонии строгого режима и штраф в 130 миллионов рублей. Основание – получение взятки в два миллиона долларов, передает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш.

Впервые в новейшей истории России на скамье подсудимых оказался политик такого уровня: едва ли не отец-основатель российского либерализма, человек, который работал в команде Егора Гайдара, заслуженный экономист России, а еще лирик. Известный факт – Улюкаев пишет стихи. Его почти пророческие строки: «Ах, эта жизнь почти что рай. Однако местами переходит в ад». 

На оглашение приговора собрался полный аншлаг. Сотрудники пресс-службы суда трансляцию оглашения вердикта организовали в специальной комнате. Но и она всех не вместила. Тогда камеры установили в холле. Дежурили репортеры и на улице. 
 
Это был уникальный процесс. Впервые в России судили такого высокого чиновника – федерального министра. Внимание СМИ к нему соответствующее: десятки телекамер и более сотни журналистов. 

Все гадали, сколько дадут экс-министру. По статье о получении взятки в особо крупном размере можно сесть и на восемь лет, а можно на пятнадцать. Государственный обвинитель попросил для Улюкаева десять лет строгого режима. 

«Как сказал в аналогичной ситуации Сократ: «Вот уже время идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, но кто из нас идет на лучшее, это сейчас ни для кого неясно». Конечно, со времен Сократа много воды утекло, сейчас времена гораздо более вегетарианские. Но тем не менее, десять лет строгого режима для человека 62 лет от роду не сильно отличаются от смертного приговора», – отреагировал Улюкаев. 

Свою карьеру Алексей Улюкаев начал еще в восьмидесятых. Окончил МГУ, был заместителем редактора отдела в журнале «Коммунист». Писал об экономике. В 1991 году «отец российских реформ» Егор Гайдар позвал его в свою команду. Потом должность уже в правительстве, кресло первого зампреда Центробанка и министерский портфель. 

«Мой опыт общения с ним как с профессионалом, как с чиновником, как с бюрократом в конце концов, очень положительный. Он был долго членом национального банковского совета, и мы там всегда сотрудничали очень хорошо», – рассказал финансовый омбудсмен Павел Медведев. 

Но в ноябре 2016 года у правоохранительных органов к Улюкаеву появились серьезные вопросы. 
 
«По данным следствия, Улюкаев потребовал от представителя компании «Роснефть» взятку в качестве благодарности за законную выдачу положительного заключения и оценки в отношении сделки по приобретении «Роснефтью» государственного пакета акций «Башнефти». При этом обвиняемый высказал угрозы, используя свои служебные полномочия создать в дальнейшем препятствия для деятельности компании», – сообщила официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко. 

Следствие длилось полгода. Экс-министр все время говорил о своей невиновности и о том, что все это провокация. Тем более деньги он не трогал – касался только ручки той самой сумки и думал, что там вино. Во взятке сомневается и Павел Медведев.

«Было уже принято решение о продаже «Башнефти». Что же это задним числом взятку-то брать? И за что взятку? Такого рода решения принимаются на уровне правительства как минимум. И никак на уровне пусть тысячу раз важного министра экономики. Я не понимаю ситуацию», – прокомментировал финансовый омбудсмен.

Но сам Улюкаев с журналистами обстоятельствами своего дела не делился. Обсуждал исключительно книги. Под домашним арестом много читал: и русских классиков, и зарубежную литературу – Альбера Камю, Германа Гессе, Льва Толстого. Поэтому о деле говорил как философ. 

«Оно завершится. В науке любой результат – результат. Отрицательный тоже результат. В историческом смысле завершится положительно. Принесет пользу русскому народу», – сказал Улюкаев.

Но надежды на оправдательный вердикт, или хотя бы условный срок, развеялись со словами судьи. Адвокат Улюкаева отвернулась.

«Признать Улюкаева Алексея Валентиновича виновным и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на восемь лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере однократной размеру суммы взятки 130 миллионов 433 тысячи 400 рублей», – зачитала судья. 

Из зала суда Алексея Улюкаева вывели под конвоем. Пока бывший министр содержится в одном из московских СИЗО. Когда его переведут в колонию, по условиям строго режима заключенному Улюкаеву будет положено шесть посылок из дома и шесть свиданий с родными в год.

Стихи российских политиков

Улюкаев рассказал, как прошла его первая ночь в СИЗО. «Все терпимо», – отметил он. Жалеет, что отобрали часы – это не положено. «А жизнь тут идет по строгому распорядку. На завтрак была каша – сечка. Все съел. В целом все хорошо, чисто, светло», – сообщил Улюкаев. 

Находится Алексей Улюкаев в Федеральном изоляторе №1 – это так называемый «кремлевский централ». Он считается одним из лучших следственных изоляторов в стране. Пока бывший министр в одиночной камере. Но это временно. Потом его должны перевести в общую. Арестанты об Улюкаеве узнали из утренних газет. Практически все готовы помочь с адаптацией. Всего здесь содержатся 103 заключенных, многие из которых в прошлом крупные чиновники. Многие сидят за коррупцию. 
 
Казнокрадство в России – проблема из вечных. Это признает и президент страны Владимир Путин. На большой пресс-конференции он рассказал, как все-таки можно искоренить это зло. 

«Где-то год назад я пригласил Бортникова (директора ФСБ, кто не знает) и дал ему материалы, которые ко мне поступили по одному из каналов в отношении конкретной структуры. Он посмотрел (неудобно говорить, но тем не менее скажу) и говорит: «Владимир Владимирович, мы ровно полгода назад в этой структуре провели оперативно-следственные действия, возбудили уголовные дела, передали в суд, все находятся в местах лишения свободы, все из целого подразделения. Полгода назад набрали новых сотрудников, и все началось сначала. Понимаете, я, честно говоря, иногда даже не знаю, что с этим делать, тем не менее, напрашивается одно из решений. Я думаю, что мы пока не готовы осуществить это по ряду соображений финансового, организационного характера, решения жилищных проблем, но напрашивается нечто такое, что у нас в армии есть. У нас в армии постоянная ротация, это сложилось уже десятилетиями», – сказал глава государства.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.