Последний бой майора Романа Филипова

19:27 11/02/2018

Российские военные трудностей не боятся, а порой не боятся даже смерти. В этот четверг в России в последний путь провожали майора Романа Филипова. Только в родном Воронеже с ним простились 30 тысяч человек. Он погиб в Сирии. Позорному плену предпочел геройскую смерть. Филипову уже посмертно указом президента присвоено звание Героя России. За мужество и отвагу. В том, что Филипов – настоящий герой, нет никаких сомнений. Вопрос в другом. Предположительно, российский штурмовик Cу-25 был сбит переносным зенитным ракетным комплексом (ПЗРК). Но откуда у боевиков такое оружие? В ситуации разбиралась корреспондент «МИР 24» Ксения Крихели. 

Романа Филипова похоронили в родном городе. Здесь он родился, здесь закончил школу. Здесь его проводили в последний путь, с воинскими почестями.

«Такое горе, я уже с третьего числа плачу не могу. Замечательный во всех отношениях парень был. Он должен был вернуться через пять дней», – сказала Инна Суханова. 

Роману Филипову было 33. У него остались жена и четырехлетняя дочь. 

«И мне кажется, что Роману Николаевичу принципиально важно знать, что его семья – жена Ольга, дочурка – останутся всегда в нашей большой армейской семье», – подчеркнул замминистра обороны РФ, генерал армии Николай Панков. 

Друзья вспоминают, что он любил рыбалку и горные лыжи. Личную жизнь не афишировал. Гордился службой в 18-м штурмовом авиационном полку «Нормандия-Неман» на Дальнем Востоке. Был заместителем эскадрильи. Здесь до сих пор не верят в его гибель.

«Исламское государство 2.0»

«После Нового года видел еще. Но потом он сразу в командировку улетел. Когда узнал это, слезы накатились сразу. Конечно, тяжело», – сказал сослуживец Романа Филипова Денис Хижняк. 

Это была вторая командировка в Сирию. Первый раз Роман Филипов принимал участие в освобождении Пальмиры. Теперь, когда операция в аабской республике уже закончилась, в общем-то, ожидала армейская рутина. Вот и 3 февраля просто патрулировали зону деэскалации Идлиб. Два штурмовика Су-25 уже возвращались на базу. Но «грач» Филипова подбили. Летчик успел катапультироваться, а на земле уже встречали боевики. Он до последнего вел с ними неравный бой. Подорвал себя гранатой. 

Военный летчик, герой России Сергей Соколов сам в 84-м чуть было не погиб в Афганистане. Его самолет тоже подбили, на земле пилот тоже попал в окружение 60 моджахедов. Он тоже обвязал себя гранатой. Но продержался. Спасло оружие. 

«В боевую укладку обязательно входил автомат и обязательно четыре рожка патронов. У Романа было две обоймы патронов», – сказал Соколов. 

Но Роман Филипов летел не на бой, а на патрулирование в одной из зон деэскалации, где должен быть контроль. Военные уверены, что по штурмовику ударили ракетой. То есть боевики использовали технологичное оружие, которого у них быть, в общем-то, не должно. А калибр меньше «грач» должен выдержать. Не просто так Су-25 называют «летающим танком».

«Конструктивно было заложено два двигателя, поэтому даже при выходе из строя одного второй все равно обеспечивает полет. Плюс у него кабина бронированная, то есть летчик находится как в капсуле. Соответственно, защита была хорошая, она так и осталась у этих машин», – добавил Соколов.

На кадрах падающего самолета видно, что горит правый двигатель. То есть ударить могла тепловая управляемая ракета, выпущенная ПЗРК.

«Проводится необходимая экспертиза, которая позволит сказать, где данный ПЗРК был произведен. Подобное оружие без серьезной поддержки и сопровождения извне на территорию боевых действий в Сирии и в руки террористов, как вы понимаете, попасть практически не может. Это пока главная загадка. Цепочка может быть длинной», – заявила директор департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова. 

«С той же Украины поставлены, например, Ираку. Ирак – курдам, курды игиловцам отдали или захвачены были. Или вот когда захватили в Ливии ПЗРК. Те же игиловцы захватили, разграбили и через Египет, через Ливию, через ту же Сирию или через Саудовскую Аравию, через Йемен эти ПЗРК достались игиловцам», – сказал военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин.

Минобороны России уже запросило помощь в возвращении обломков Су-25 у турецких военных, которые и контролируют зону Идлиб. Это важно для экспертизы. 

«Сегодня это самая большая загадка… Результатов пока официальных не обнародовано, которые можно добыть либо через найденный контейнер, либо через анализ повреждений в планере самолета. Поэтому рано или поздно ответ будет общественности представлен», – подчеркнул председатель комитета по обороне Госдумы РФ, генерал армии Владимир Шаманов. 

Пока же именем Романа Филипова планируют назвать улицы, самолеты и уже назвали школу, где герой учился. Чтобы помнили.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в телефонном разговоре выразил российскому лидеру Владимиру Путину соболезнования в связи с гибелью Романа Филипова в Сирии. Главы государств говорили и об усилении координации действий в Сирии. Цель – борьба с террористическими группировками, которые нарушают режим в зонах деэскалации арабской республики. Оба президента в очередной раз подтвердили, что урегулирование конфликта должно быть только политическим, о чем, собственно, договорились и в ходе Астанинского процесса и в Сочи, где недавно прошел Конгресс сирийского национального диалога. 

Очевидно, договоренности кто-то будет пытаться сорвать. Во всяком случае, пока без провокаций не обходится. Сейчас террористы сбили российский штурмовик, а в начале года боевики устроили атаку дронов на российские базы Хмеймим и Тартус. И, что важно, беспилотники запустили также с территории Идлиб – той самой зоны деэскалации, которую контролирует Турция. Еще после инцидента с дронами президент Путин подчеркнул, что кому-то хочется разрушить отношения между партнерами: Москвой, Анкарой и Тегераном. Вопрос – кому? 

В среду, 7 февраля, международная коалиция США внезапно ударила по армии Башара Асада в провинции Дейр-эз-Зор, то есть по правительственным формированиям. Работали минометы, реактивная артиллерия и даже вертолеты. Погибли около ста ополченцев, десятки ранены. Соединенные Штаты позже пояснили, что таким образом защищали своих союзников – «Сирийские демократические силы». И никаких террористов в районе инцидента не было. Дамаск же категорически с этим не согласен. МИД страны уже направил два письма в ООН с требованием признать эту атаку военным преступлением, а также «осудить резню и привлечь к ответственности «международную коалицию».

«Новая агрессия, которая представляет собой военное преступление и преступление против человечества, является прямой поддержкой со стороны США террористов, направленной против суверенитета и целостности Сирии», – заявили в МИД Сирии.