После выборов. Эксклюзивное интервью Дмитрия Пескова телеканалу «МИР»

19:29 24/03/2018

Заместитель руководителя администрации президента РФ – пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков дал эксклюзивное интервью телеканалу «МИР».   

- Больше 76% проголосовавших за Путина – это фантастический успех. Как сам президент расценивает это? 

Это, действительно, достаточно неожиданный уровень поддержки. Все мы знали, это чувствовалось по общению с людьми и показывали социологи, что уровень поддержки президента очень высок. Но что он настолько будет высок, вряд ли мог кто-то предположить. Это были самые смелые и оптимистичные сценарии у тех, кто пытался спрогнозировать итоги выборов. Это наилучшая оценка результатов работы Путина и его команды. Это наилучшая оценка той политики, которую Путин проводит. Это наивысшая степень доверия той программе, которую озвучил президент России Путин в ходе предвыборной кампании. И это, конечно, большой груз ответственности теперь. Сегодня, после объявления итогов выборов, президент обратился к избирателям, ко всем россиянам, где он благодарил всех, кто пришел на выборы. Поблагодарил тех, кто поддержал его. И сказал, что он понимает ту степень ответственности, которая лежит на нем. Главное, что президент знает, что делать и как делать дальше. Он полон планов, времени на передышку нет. Потому что обозначены очень амбициозные цели, связанные с рывком развития России. Это и технологический рывок, и рывок в улучшении качества жизни людей, повышение уровня благосостояния. Детальная дорожная карта ясна президенту, и без каких-либо промедлений она будет реализовываться. 

- Дмитрий Сергеевич, 67% – такова явка на выборах, это больше чем в 2012 году. В Москве было очень холодно в этот день. Я знаю, большинство москвичей пришло на выборы и больше чем в 2012 году. Что заставило прийти людей на избирательные участки, ведь у многих была уверенность, что Путин победит в любом случае? 

Во-первых, уровень поддержки, о котором мы только что с вами говорили, это именно то, что сподвигло многих дойти до избирательных участков и отдать свой голос за Путина. Это конкурентность. Несмотря на прогнозируемый результат победителя, безоговорочного победителя – сейчас я могу смело об этом говорить, вы знаете, я говорил и раньше, за что получил предупреждение от Центральной избирательной комиссии. У Путина, действительно, не было и нет конкурентов в плане политического и государственного лидерства. Но, несмотря на это, достаточный элемент состязательности и политической конкурентности на выборах присутствовал. Это достаточно филигранная работа ЦИК. Выборы были отмечены, как одни из самых транспарентных, чистых и понятных. Конечно, это очень важно. В какой-то степени международная повестка дня достаточно накаленная. Она, скорее, для России неблагоприятная. Внешняя политика Путина, а именно он определяет внешнюю политику, последовательная, конструктивная, нацеленная на выстраивание добрых отношений со всеми государствами, как говорит сам президент. Настолько в продвинутой форме, насколько к этому готовы сами эти государства. Но все также знают, что наш президент никому не позволит заступать за «красные линии» национальных интересов России. И в этом чувствуется также доминирующая поддержка россиян, которые объединились вокруг своего лидера. 

- Раз мы заговорили про внешнюю политику, получилось так, что как раз после выборов многие стали говорить о том, что все оскорбления со стороны британского правительства в адрес Владимира Путина обидели не только власть, но и россиян, избирателей. И сплотили их фактически вокруг фигуры действующего президента. Получается, что в этой истории с отравлением Скрипаля кампания Мэй сыграла на руку Путину? 

Так нельзя сказать, конечно. В такой фиктивной поддержке Путин не нуждается, и без этого он является совершенно неоспоримым лидером. Просто подобное враждебное отношение к России со стороны других государств, в данном случае Великобритании, конечно, не может не оставаться незамеченным, не может не вызывать такие бурлящие эмоции в общественном мнении, не может не приводить к жесткой реакции людей. Они совершенно естественным образом реагируют, потому что очевидность нонсенса, который происходит, абсурдность этой ситуации, этих голословных обвинений, вызывает критику со стороны населения. 

- Если говорить о рекордах, то в эту президентскую кампанию абсолютный рекорд (это отмечают многие) – это голосование россиян за рубежом. Огромные очереди, мы все видели эту телевизионную картинку из самых разных мест, по всему миру буквально. Люди выстраивались в очередь у наших диппредставительств для того, чтобы проголосовать там, где были открыты избирательные участки. В частности, например, в Лондоне люди, говорят, стояли по три часа в очереди. А ведь мы помним, что именно в Лондоне находится большинство тех, кто себя считает политическими противниками режима Путина. Почему иммигранты, в первую очередь, массово пришли на эти выборы, и в массе своей проголосовали за Путина? Неужели Россия и тут применила какой-то неведомый газ?

Дело не в неведомом газе. Дело в том, что те люди, которые живут или работают за границей, они же все равно продолжают оставаться россиянами. Абсолютно нормально. Люди уезжают куда-то в другие страны, потом возвращаются обратно, если им выгодно, они работают в других странах. Получают более выгодное предложение у себя на родине, приезжают сюда работать. Это абсолютно нормальный процесс. И конечно, многие из них имеют активную гражданскую позицию, как наши граждане. А конечно, эта позиция становится более активной в такие тяжелые времена, когда наша страна подвергается таким необоснованным нападкам.

- Сегодня стало известно о том, что Евросоюз объявил об отзыве своего посла из РФ для консультации. Означает ли это, что страны Евросоюза разделяют, говоря народным языком, «упертость» Лондона? 

Мы понимаем, что внутри Евросоюза и внутри НАТО существуют определенные параметры солидарности, и поэтому страны таким образом эту солидарность проявляют. Но мы обращаем внимание на искусно используемые формулировки. Ведь однозначных формулировок по предъявлению РФ не использует никто. Ни Британия, ни союзники Великобритании. В этом, с нашей точки зрения, абсурдность ситуации. Дело в том, что обвинения настолько серьезны, что они не могут выдвигаться голословно, они не могут выдвигаться в сослагательном наклонении. Они могут выдвигаться только утвердительно и будучи подкрепленными конкретными доказательствами. Какие доказательства и какую информацию использовала госпожа Мэй в ходе вчерашних контактов со своими европейскими коллегами, мы не знаем. Какой объем информации о происшествии в Солсбери имеется у британцев, мы тоже не знаем. Что произошло там на самом деле, мы тоже не знаем. Соответственно, мы просто не можем судить, что стало причиной такой реакции. Наши желания способствовать каким-то образом выяснению обстоятельств произошедшего, взаимодействовать каким-то образом не встречают взаимности. Наши намерения и попытки на разных уровнях что-либо объяснить натыкаются на стену непонимания и стену нежелания слушать. Попросту говоря, британский посол не приходит в МИД РФ, когда там сидят люди, готовые ответить на любые вопросы. В этом абсурдность ситуации. Конечно, это большой дискомфорт для нас иметь в качестве визави таких непредсказуемых и агрессивно настроенных партнеров. Но, тем не менее, это реальность, с которой надо существовать. Здесь, конечно, ни в коем случае нельзя сбавлять оборотов в плане доведения нашей позиции до наших визави в Европе. 

- После выборов сразу The Guardian написала о том, что, как ни странно, молодежь пришла на выборы и проголосовала за Путина. Ваше объяснение, почему поколение Instagram выбрало действующего президента? 

Это очень интересный вопрос. Это, конечно, нужно дальше анализировать, но, во-первых, вы, наверное, заметили, что уже на протяжении достаточно длительного времени президент уделяет повышенное внимание молодежи, молодежным делам. Он много общается с молодежью в различных форматах, в различных составах, на различных форумах. Он получает обратную реакцию от молодежи. Он лучше чувствует молодежь и понимает то, чем она живет. А все это очень просто. Дело в том, что, реализуя планы по технологическому и иному прорыву в развитии, по ускоренному развитию, понимая, что мы все и весь мир и Россия стоят на пороге очень серьезных технологических преобразований, жизнеобразующих, при исполнении всех планов невозможно без участия молодежи.

- В эту предвыборную кампанию при активном участии администрации президента ЦИК взялся, что называется, за чистку списков избирателей, борьбу с «мертвыми душами», ликвидировал саму возможность использования открепительных удостоверений и всяких махинаций с протоколом подсчета голосов. Вот, скажите, зачем это все Владимиру Путину? Ведь известно, что ранее те или иные губернаторы могли использовать этот ресурс в пользу действующего президента. Возвращаясь к вопросу, говоря по-простому, зачем Путин лишил себя возможности в случае необходимости использовать эти пять миллионов голосов? 

Первое, давайте будем осторожно говорить о том, что раньше были выборы с нарушениями, а сейчас выборы абсолютно без нарушений. Нужно говорить осторожно и нужно апеллировать конкретными фактами. Очень много желающих трубить насчет каких-то подтасовок, вбросов, «каруселей» и так далее, но когда речь заходит, что по закону нужно просто обратиться по конкретному факту в правоохранительные органы, то здесь очень много голосов уходит в «песок». Поэтому здесь нельзя говорить обобщенно, а нужно апеллировать к конкретным случаям, конкретным случаям, которые были подтверждены решением суда. Только это можно называть нарушениями. Это первое. Второе, собственно чистота выборов – это то, что требует президент Путин, что требует всегда. Будь-то единый день голосования, который случается в сентябре, и будь-то выборы парламентские, будь-то выборы президентские. Как глава государства Путин всегда выступает последовательно за максимально чистые и прозрачные выборы. Иной атмосферы, неконкурентной атмосферы быть не должно, по его мнению, тем более это не нужно ему самому, потому что он абсолютно… кандидат с очень сильными позициями.

- Дмитрий Сергеевич, кандидат номер два, скажем так, Павел Грудинин, который был выдвинут от КПРФ, сразу после выборов начал говорить о том, что это была самая «грязная» кампания за всю историю президентских выборов в России. Как вы смотрите на такие заявления? 

Это не мне давать оценку. Оценку может давать Центральная избирательная комиссия, наверное, она должна это делать. Естественно, те кандидаты, которые проигрывают, они так или иначе начинают жаловаться. Президент посчитал необходимым на следующий день после выборов принять у себя всех других кандидатов, которые были его конкурентами на прошедших выборах. Собственно в ходе этой беседы и Жириновский, в том числе, сетовал на то, что были неравные условия для конкуренции. Но единственным органом, который уполномочен принимать такие решения о наличии или отсутствии каких-то перекосов или дисбалансов – это только ЦИК. Поэтому нужно ориентироваться на те слова, которые сказаны ЦИКом, а мы сегодня совсем недавно слышали заявления Эллы Памфиловой.

- Я знаю, что сразу после ночи выборов и объявления предварительных результатов президент проводил наутро встречи, у него был рабочий график, в том числе он встречался с остальными кандидатами. Встреча была, конечно, закрытой, но тем не менее. Какой-то информацией вы сможете поделиться? О чем просили его проигравшие?

Большая часть была закрытой, действительно. Кто-то предметно говорил, высказывал какие-то инициативы в плане экономических реформ, в плане, скажем так, совершенствования административной системы. Кто-то говорил о необходимости амнистировать тех или иных осужденных. Кто-то сетовал на несправедливые условия выборов. Кто-то говорил лично о себе в поствыборный период. Поэтому было бы неправильно излагать какие-то детали, но это была субстантивная, очень открытая и очень продолжительная беседа.

- Внесистемная оппозиция объясняет высокую явку на президентских выборах в России в этом году тем, что многие руководители предприятий под определенным давлением подвозили своих работников на избирательные участки, то есть организовывали эти подвозы. Что скажете на это?

Ничего не скажу. Это традиционное совершенно обвинение, но опять же никакой конкретики, никаких, скажем так, каких-то юридических действий в этой связи не было. А как мы знаем, на каждом участке избирательном было более чем достаточно наблюдателей, которые собственно там и находились с тем, чтобы отмечать те или иные незаконные проявления, поэтому давайте апеллировать конкретными фактами. 
 
- Вы уже упомянули в начале нашего разговора, что вот эти больше 70% поддержки населения Владимира Путина на выборах – не только большой кредит доверия, но и ответственность. И все-таки, что же должен теперь сделать президент, чтобы не обмануть ожидания избирателей? 

У президента есть конкретная программа, которая была озвучена в ходе его послания к Федеральному собранию, и которая сейчас будет конкретизирована и оформлена юридически. И когда появится новый кабинет министров, начнется реализация. Давайте подождем. Сейчас будет формализована вот эта дорожная карта, конкретный план, говоря по-русски, выполнение вот этого рамочного замысла президента Путина, он будет реализовываться. Реализация этого плана будет затрагивать все сферы жизни наших людей. Это и развитие всех секторов экономики, это и качественное развитие социальной сферы, технологическое развитие. Укрепление обороноспособности нашей страны и так далее и тому подобное. 

- Дмитрий Сергеевич, раз уж мы заговорили о новом правительстве, может, вы поделитесь информацией, насколько сильна будет ротация и в правительстве, и в администрации? 

Нет, у меня нет такой информации. Я не знаю, поэтому не могу вам сказать. 

- В заголовках газет неожиданно попалась совершенно рутинно-протокольная тема – поздравление по случаю победы на выборах. Звонок Трампа Путину имел только ритуальный смысл? Или было что-то еще, говоря по-простому - а что Трамп? 

Во-первых, это был протокольный смысл. Президент Трамп поздравил президента Путина с избранием. Что, конечно, важно и что во многом характеризует их такие взаимоотношения, находящиеся на стадии становления. Как глав двух лидирующих, двух ведущих государств мира. И помимо этого состоялся достаточно субстантивный разговор. Была информация по линии администрации президента выпущена. Конечно, никакие детали таких разговоров не разглашаются. Но в целом важным является то, что оба лидера понимают необходимость личного общения, исходя из того, что для этого общения существует огромное количество причин. В виде и региональных конфликтов, и рамочных проблем, таких как стратегическая безопасность, глобальная безопасность, таких как разоруженческая тематика. Таких, как конфликт в Сирии, Северная Корея и так далее. Не встречаясь лично, не укрепляя какую-то атмосферу взаимного доверия, выйти на расшивку этих проблем невозможно. Они это понимают, и они констатировали свои желания начать обсуждать возможности такой встречи и поручить соответственно министру иностранных дел Лаврову и госсекретарю Помпео связаться и начать разговор на эту тему. 

- Канал «Мир» вещает в странах Содружества, поэтому не могу не задать вопрос, касающийся именно этих стран. Весьма вероятно, что Запад и дальше будет вводить какие-то санкции против России. Может ли наше строительство общего рынка в рамках ЕАЭС притормозиться, либо и вовсе быть свернутым? 

Безусловно, санкционные обмены России с другими странами определенно негативное влияние на интеграционные процессы оказывают. Но они не могут иметь решающего влияния в отрицательном плане. В данном случае мы констатируем очень позитивную динамику интеграционного процесса. Прежде всего, в ЕАЭС. Интеграционные процессы расширяются. Для президента Путина это является константой номер один в его внешней политике, и он является убежденным сторонником необходимости дальнейшего развития интеграционных процессов на пространстве бывшего Советского Союза. 

- Надежду Савченко, сейчас уже бывшего депутата Рады, лишили неприкосновенности, выгнали из партии. Сегодня стало известно о том, что принято решение о ее аресте. Вы можете подтвердить или опровергнуть, что когда Савченко находилась в российской тюрьме, была завербована и действует теперь как агент Кремля? 
 
Это, наверное, версия британцев, Великобританией озвученная? Они любят озвучивать такие версии. Естественно, это полная чушь. Скажем так, Савченко – это глубоко внутреннее дело Украины. Очень интересно наблюдать. Сегодня европейские лидеры продолжают общение, очень интересно, будет ли сегодня до конца дня принято какое-то заявление к властям в Киеве с требованием дать свободу Савченко. Давайте посмотрим. 

- А просил ли Порошенко, когда Савченко находилась в российской тюрьме, ее освободить? 

Вы помните, что было: многочисленные заявления на Западе, эти заявления и в Брюсселе звучали, и из отдельных европейских стран. Неоднократно эту тему поднимал президент Украины. Вот теперь интересно, как будет дальше развиваться, скажем так, мутировать позиция наших коллег в отношении Савченко. 

Дмитрий Сергеевич, спасибо вам большое!

Беседовала Екатерина Абрамова