«Мы за это в ответе»: как соцсети отреагировали на трагедию в Кемерове

11:45 27/03/2018
Видео первых минут пожара опубликовал потерявший семью в Кемерово
ФОТО : МТРК «Мир» / Роман Гальперин

В Кемерово, где 25 марта сгорел торговый центр «Зимняя вишня», задержали и допросили пять подозреваемых, среди них сотрудник ЧОП, который отключил систему оповещения при сигнале о пожаре.

«На данный момент задержаны и допрошены пятеро подозреваемых, в их числе технический директор компании-собственника здания, арендатор помещения, в котором предположительно находился эпицентр возгорания, сотрудник и руководитель организации, занимавшейся обслуживанием пожарной сигнализации, сотрудник ЧОПа, который при получении сигнала о пожаре отключил систему оповещения», – заявила ТАСС официальный представитель следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Пока следственный комитет РФ занимается расследованием происшествия, пользователи социальных сетей активно обсуждают произошедшее и требуют наказать виновников трагедии. Многие, не стесняясь в выражениях, настаивают на самом суровом наказании. Надо сказать, что в этот раз оперативному распространению информации способствовали не столько СМИ, сколько социальные сети. А Следственный комитет России начал комментировать информацию не только по запросу СМИ.

Так, например, в СК оперативно ответили на обсуждение в Facebook о том, что тела погибших отдают родственникам только после подписания «бумаги о соблюдении секретности». «Подписание подобного рода документов предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством и продиктовано, прежде всего, интересами потерпевших. В то же время это не является основанием или препятствием для проведения процедуры опознания и выдачи тел погибших»,— опубликовал сообщение в своем Telegram-канале СКР. Корреспондент МИР 24 узнала, кого винят в пожаре пользователи соцсетей и как меняется жизнь после трагедии. 

На данный момент в социальных сетях по-прежнему настаивают на объявлении национального траура по погибшим в «Зимней вишне». Так, тысячи пользователей перепостили сообщение известной модели и основателя фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой.

«Я не могу наблюдать за тем, как задвигается, затаптывается, заметается под ковер чьих-то интересов главная ценность, абсолют человечности – единица жизни. Во-первых, как и в Крымске, я считаю, что помощь должна начаться со списка пропавших, погибших и пострадавших. Настоящего, полного, не мухлежного списка. Во-вторых, хотя у меня и нет никакого особенного формального права, но я требую и хочу, чтобы каждый из Вас, читающих это, присоединился и потребовал жестко и бескомпромиссно от страны, от друг друга и от нашей власти объявить Национальный траур! Что-то с нами не так, если смерть больше 60 человек (цифра наверняка занижена), многие из которых – дети, не сигнализирует о национальной трагедии!», – написала Водянова на своей странице. Она также создала петицию, которую уже подписали 16 000 человек.

«Мы за это в ответе. Мне стыдно за взрослых. За взяточников, халтурщиков, безответственных сволочей. #пожарвкемерово», – написала на своей странице фотограф Екатерина Рождественская.

Большинство сейчас волнует поиск и наказание виновных. Одни утверждают, что вина лежит на сотрудниках Государственной противопожарной службы, которые не только не смогли оперативно потушить горевшее здание, но и не проводили проверок в соответствии с законом. Другие уверены, что в трагедии виновны представители бизнеса, которые, в первую очередь, заботятся о своей выгоде. 

Активно обсуждается и версия «пожарных каникул». Одни считают, что пожар не случился, если бы противопожарные проверки проводились чаще, другие уверяют, что это только повысило бы уровень коррупции.

«Можно сколько угодно изгаляться про бизнес, «жаждущий наживы и экономящий» на всем, но у нас в стране четверть миллионная армия тех, кто обязан это контролировать и обеспечивать безопасность, и вы сами всё видите. Сейчас там начали трещать, что якобы ТЦ избежал проверки из-за надзорных каникул для малого бизнеса. Простой вопрос – а зачем вообще нужны такие проверки, которые у нас любит пожнадзор проводить – с постановкой всех на уши и тотальным блокированием всей работы? Если вы хотите составить паспорт объекта, почему нельзя (а) запросить полный комплект документации по системам противопожарной безопасности в электронном виде (на дропбокс пусть скинут), и (б) прислать сотрудника, чтобы он в сопровождении работников ТЦ 2-3 часа там прогулялся и всю систему противопожарной безопасности лично осмотрел? Для чего проверка тут нужна? По итогам такой работы за неделю можно понять, есть ли у объекта проблемы с противопожарной безопасностью, выдать предписания соответствующие. Что, чтобы понять, что аварийные выходы заблокированы и есть проблемы с оповещением, нужно какую-то сверхсложную проверку проводить?», – написал политический деятель Владимир Милов.

Владелец московских ресторанов Сергей Миронов опубликовал пост, в котором пишет, что после случившегося начал проверять информацию о торговых центрах, где находятся его заведения, и к пожарной безопасности одного из этих центров уже возникли серьезные вопросы.

«И вот теперь народ будто озверел: кто-то винит губернатора Тулеева или «бессовестно молчавшие СМИ», другой – по привычке стонет, что виновата власть, третьи клеймят позором тех, кто якобы за откаты допустил отсутствие пожарных выходов, запертые двери и «охотников за безбилетниками». Мои рестораны находятся в крупных торговых центрах. Почти точь-в-точь таких, где накануне и случилось горе. Не буду скрывать: поднимаясь сегодня по эскалатору на работу, я глубоко переживал. За погибших и чудом спасшихся, за свою семью и за всех наших детей», – сказал Миронов. 

«Обещанные проверки торговых комплексов – как бы кто к ним не относился – нужны! И не потому, что в России мужик обычно крестится лишь после того, как грянет гром. Они, я надеюсь, помогут. Более того, сразу после постигшего нас общероссийского горя я поднял своих юристов и попросил их проверить всю информацию о тех торговых центрах, где находятся мои рестораны. Сайты районных отделов прокуратуры, Москомархитектуры. Они внимательно изучили немало источников, и выяснилось: к одному из ТЦ есть серьёзные вопросы. Его хозяевам мы, как арендаторы, написали письмо. 
И попросили отчета о состоянии всей системы пожарной безопасности. Да, я осознаю свой риск. Торговый центр-нарушитель могут закрыть, и тогда я лишусь части бизнеса. Но это – мой долг. И поэтому поступить так же призываю всех моих коллег-рестораторов. Досконально изучите площадки, на которых вы работаете», – заключил Миронов.

Многие считают, что причиной пожара в «Зимней вишне» стал комплекс причин, и нельзя однозначно переносить вину на кого-то одного.

«Кто виноват? Абсолютно все. И такие трагедии никогда не кончатся, если каждый не будет заниматься своим делом с соблюдением Законов! А все остальное к совести не имеет никакого отношения, а только к Уголовному кодексу. И в таких уголовных делах должны фигурировать все, кто: просто хочет заработать, не напрягаясь. Сдал в аренду и взятки гладки. Кто хочет заработать, но аренда дорогая. А наука математического анализа и финансового планирования тебе неизвестна в принципе. Ну пока на «недорого» вложился, а как бабло поплыло, так и вообще забыл, как начиналось.  Кто хочет спроектировать по нормам, но ответственность не несет. Да и все равно тебе запретили «лоббировать» технологии. Тот, у кого есть ответственность, но зарплата маленькая. Да и закрыл дверь, не закрыл – все равно посадят. И тот у кого есть должность, но дачу на Канарах строить надо тоже», – считает пользовательница Светлана Ульянова.

На данный момент опознано 25 жертв пожара, 13 из них – дети в возрасте от 4 до 12 лет. И пока правоохранительные органы и общественность ищут виноватых, самое страшное сейчас переживают родители погибших детей.  В отличие от сочувствующих, они не винят бизнесменов, пожарных и политиков. Сейчас они винят себя. За то, что не предусмотрели. Не уберегли, пишет клинический психолог и экс-начальник отдела экстренного реагирования ФКУ Центр экстренной психологической помощи «МЧС» Ольга Макарова.

«Я не знаю, как себя чувствуют те, кто на самом деле виноват в случившемся, но я знаю, кто сейчас больше всех винит себя. Винит до такой степени, что дальнейшая жизнь теряет всякий смысл. Это родители погибших детей. За годы работы в МЧС я приняла участие в очень большом количестве массовых опознаний. Авиакатастрофы, аварии на шахтах, теракты и тд. И всегда, всегда в своей работе я сталкивалась не только с болью от потери близкого, но и с огромным чувством вины, что не уберег, не предусмотрел, не остановил, не почувствовал беды, не был рядом, остался жив... Это чувство вины абсолютно иррационально. Не имеет под собой никакой реальной вины. Но оно поглощает человека полностью. Мы живём в этом мире с двумя базовыми иллюзиями. Первая о том, что мир справедлив. Если я правильно живу и не делаю зла, то и со мной все должно быть хорошо. Поэтому так часто мы слышим вопрос "за что?" от людей, переживающих утрату. Получается, что никакой справедливости нет. Чтобы я ни делал, как бы ни поступал, я могу потерять самое дорогое. От меня ничего не зависит! Мы теряем контроль, появляется тревога и агрессия. Именно поэтому так много сейчас злых постов с требованием найти и сжечь виновных. Нужно их наказать, обеспечить безопасность в ТЦ, и тем самым хоть как-то попытаться вернуть себе контроль над жизнью. Но кроме агрессии и злобы ощущение контроля над жизнью нам даёт ещё и любовь. Мы можем каждый день быть рядом с родными людьми, обнимать их, говорить добрые слова, давать им тепло и заботу, ценить. Да, никто не вечен, но пока мы живы, нет ничего важнее доброты и человечности», – заключила она.