Спортивный комментатор, теле- и радиоведущий Георгий Черданцев дал эксклюзивное интервью телеканалу «МИР», в котором рассказал, как пришел в профессию, попадает ли сам по мячу и какую лично он как болельщик ставит цель перед сборной России на предстоящем чемпионате мира.
- Вы считаете себе известным человеком?
Георгий Черданцев: Сейчас без ложной скромности, наверное, можно сказать, что да. Глупо было бы плакать и говорить, что нет. Не могу сказать, что я сильно обращаю на это внимание, но, безусловно, меня узнают. Я отношусь к этому странно – мне кажется, что это происходит с каким-то другим человеком, мое альтер эго существует своей жизнью, с ним фотографируются, у него берут автографы, а я остаюсь самим собой.
- Как вы стали журналистом?
Георгий Черданцев: Я не считаю себя журналистом. Я недостаточно любопытен и слишком воспитан, чтобы быть настоящим журналистом. Журналистика подразумевает, в том числе, желание докопаться до чего-то. Но есть границы, которые лично я не могу переходить ни в общении с людьми, ни в работе с информацией, ни в предоставлении общественности каких-то фактов. Я знаю вещи (не секретные) о некоторых людях из мира спорта и футбола, которые я никогда не расскажу публично.
- Вы помните первый матч, который комментировали?
Георгий Черданцев: Это был матч чемпионата мира 1998 года Италия-Норвегия. Это была переозвучка. То есть матч уже был сыгран. Мы получили права после чемпионата мира, и матч надо было переозвучить. У меня никаких эмоций от этой работы не осталось.
Два самых памятных матчах были подряд. Это приснопамятные матчи ЦСКА с норвежским клубом «Мольде», когда ЦСКА не попал в основной турнир Лиги чемпионов, выиграв дома 2:0. Я комментировал этот матч, это был мой первый матч на стадионе. Игра была на стадионе «Динамо», у меня была масса эмоций. Репортаж руководство устроил, все было хорошо.
Ответный матч должен был комментировать Владимир Маслаченко, но он заболел. Буквально в день игры мне позвонил директор канала и сказал – собирайся и иди в эфир. Я комментировал ответную игру, которую ЦСКА проиграл 0:4. Поскольку у меня не было ни опыта, ни понимания, как себе вести в такой ситуации, я растерялся и начал нести какую-то околесицу. В какой-то момент дверь в аппаратную открылась (а в прямом эфире это происходит только в случае ЧП), зашел редактор и положил передо мной на стол бумажку. Я продолжил работать, а потом открыл листок, а там написано «Немедленно прекрати их учить играть в футбол!!!!!» и фамилия нашего директора. Я решил, что на этом моя карьера закончилась. Кое-как докомментировал матч, но, к счастью, все обошлось.
На следующий день директор меня похвалил, сказал, что я молодец, здорово работал, все было круто, и добавил: «Ты сам по мячу попасть не можешь, что ты объясняешь им, профессиональным игрокам, как играть в футбол». Я обиделся. Я, конечно, за сборную СССР не играл, но я, как минимум, чемпион Москвы, в университете играл за сборную своего факультета, мы даже сенсационно выходили в плей-офф чемпионата МГУ. Узнав это, он удивился и сказал, мол, ну тогда вопросов нет.
- А сейчас в футбол играете?
Георгий Черданцев: Да, играю. Мне играть в футбол нравится значительно больше, чем комментировать. К сожалению, у меня хроническая травма колена. Большой футбол на любом уровне, если им заниматься регулярно, очень травмоопасен. В 18 лет я на всю жизнь испортил себе колено, к сожалению, с каждым годом оно работает все хуже и хуже. Поднимаясь по лестнице, мне уже надо на что-то опираться. Я сделал операцию. Ходить могу, но бегаю, прихрамывая. Это большая проблема, но ничего не поделаешь. У меня растет сын, он хочет играть со мной. В «плюшевый» футбол, без стыков, где все только на технике владения мячом, я с удовольствием играю и стараюсь не пропускать тренировки. Какой-то период я пропустил из-за колена, года два не играл, а теперь поднабрал форму и думаю, что я в порядке для своего возраста.
- Вы не только играете и комментируете, но и сами посещаете матчи чемпионатов мира. Какой вам запомнился больше всего?
Георгий Черданцев: Они были все разные! Я побывал на стольких континентах – я был в Японии, в Бразилии, в Африке.
- Бразилию, наверное, ни с чем нельзя сравнить?
Георгий Черданцев: Я согласен. Англия – родина футбола, но для Бразилии футбол – это жизнь. Я такого ажиотажа вокруг спорта и футбола в частности не видел нигде. Я был в самых отдаленных уголках страны, я три дня прожил в городе Куяба – это географический цент Южной Америки, бывший сельхозцентр, недалеко граница с Парагваем, сейчас рядом с этим городом нет вообще ничего. Но даже в этом городе все от мала до велика с утра до ночи были одеты в форму сборной Бразилии. Это было удивительно! Думаю, нигде, кроме Бразилии, такое увидеть невозможно.
- Чем, как вы думаете, запомнится и будет отличаться российский чемпионат мира?
Георгий Черданцев: Я очень переживаю, чтобы чемпионат получился на славу, чтобы получился настоящий праздник, чтобы все было хорошо. Но у меня есть определенные опасения, которыми я сейчас не хотел бы делиться, чтобы не портить ни себе, ни другим настроение. Надеюсь, что все будет хорошо. У меня главный посыл такой: мне кажется, что наши власти, особенно правоохранительные органы живут очень сильно в прошлом и мыслят старыми стереотипами, что футбол – это только хулиганы, что это взрывоопасно, что постоянно надо ожидать какой-то пакости, провокаций и беспорядков.
Я бывал на пяти континентах, на пяти чемпионатах мира. Конечно, надо быть готовыми к тому, чтобы пресечь возможные беспорядки, но не надо это делать нарочито, не надо людям портить праздник и ожидать каждый день беды. Если людям, которые приедут в Россию со всего мира, дадут возможность познакомиться с ней поближе, это будет огромный шанс для России (я сейчас не о футболе говорю) поднять нашу туристическую индустрию. У нас колоссальный туристический потенциал. Мы никогда не получим единовременно такого количества туристов со всего мира, в том числе из Южной Америки, как во время чемпионата мира по футболу. К нам собираются приехать 30 тысяч бразильцев, 5 тысяч заявок от Аргентины. Я много общаюсь и не знаю ни одного иностранца, который, приехав один раз в Россию, не захотел бы вернуться.
- Смогут ли не столичные города поразить иностранных болельщиков?
Георгий Черданцев: Я был в Бразилии в городах Куяба и Сальвадор, честно говоря, при всем уважении не хотел бы туда вернуться. Но они не делали ничего, только кое-как построили стадион с временными трибунами. В футболе как в поговорке «Встречают по одежке, а провожают по уму». В футболе не нужен лишний пафос. Футбол важней. Люди приходят смотреть игру, в этом величие этого вида спорта. Это больше, чем спорт, его не заретушируешь, не надо ничего искусственно делать. Люди приезжают поболеть. Футбольные болельщики простые по своей натуре, их не надо специально развлекать, они сами себе найдут развлечения и занятия. Поражать никого не нужно.
У нас и так настолько шикарная география и такие прекрасные города. Многие матчи будут проходить в городах на Волге, Петербург и Москва не нуждаются в представлении, у нас потрясающая Казань, Сочи – сам по себе праздник для любого, кто туда приедет. В каждом городе есть что-то свое интересное. Я недавно был в Нижнем Новгороде, это потрясающей красоты город. Куда бы болельщики ни приехали, думаю, им везде будет интересно, они прекрасно проведут время и без специальной развлекательной программы.
- Как человек, который разбирается в спорте, назовите фаворитов грядущего чемпионата.
Георгий Черданцев: В целом футбольная иерархия сформировалась последние лет 20. На таком уровне сюрпризов не бывает. До четвертьфиналов дойдут те, кому это положено по рангу. В групповых турнирах могут быть какие-то сенсации, может, кто-то сенсационно выйдет в 1/8, может, даже в четвертьфинал. Главное, я очень надеюсь, что сборная России впервые выйдет из группы. Все ждут от сборной России каких-то свершений, забывая, что половину чемпионатов мира в нашей современной истории мы просто пропустили, потому что не проходили отбор, а в тех турнирах, в которых мы принимали участие, ни разу не выходили из группы – ни в США, ни в Японии, ни в Бразилии. Очень надеюсь, что мы впервые совершим прорыв и выйдем из группы. Это будет очень большим успехом. Это очень важно. Чем дольше сборная страны, принимающей чемпионат мира, находится в турнире, тем выше интерес со стороны публики.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Большое интервью