Демон по имени Бадри. Загадка смерти друга Бориса Березовского

19:03 21/10/2018

На этой неделе в Грузии прокуратура заинтересовалась происшествием десятилетней давности. Тогда в Британии скончался известный предприниматель Бадри Патаркацишвили. Вроде бы от сердечного приступа. Но грузинские следователи заподозрили, что это убийство, и даже заказчика назвали – бывший грузинский президент Михаил Саакашвили. И это, конечно, сенсация. Чтобы разобраться в этом деле, надо вернуться даже не в нулевые, а в девяностые. Патаркацишвили – правая рука Березовского, один из тех, кто, по сути, тогда управлял Россией. Входил в так называемое «теневое правительство». Потом рассчитывал на успех в Грузии. Демон по имени Бадри. В делах прошлого разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Гальперин.

Всю минувшую неделю на грузинском телевидении кипели страсти по Бадри – очередная серия реальной истории о народном олигархе Патаркацишвили. Он умер в феврале 2008 года при загадочных обстоятельствах на собственной вилле в пригороде Лондона. И вот спустя 10 лет грузинские спецслужбы назвали смерть Бадри убийством, у которого был конкретный заказчик.

«Во время беседы один из собеседников подтверждает, что вопрос о подготовке убийства Патаркацишвили санкционирован бывшим президентом Грузии Саакашвили, так как Бадри Патаркацишвили был его политическим оппонентом и являлся яростным врагом для власти», – рассказал заместитель начальника следственного департамента Генеральной прокуратуры Грузии Кока Кацитадзе.

Из доказательств - аудиозапись переговоров высокопоставленных сотрудников МВД Грузии. На одной звучит, как некий Георгий Дгебуадзе пытается сделать охранника Бадри сообщником. На другой записи все тот же Дгебуадзе с коллегами обсуждает метод уничтожения Бадри.

Саакашвили уже открестился от обвинений в Facebook, назвав их абсурдными. Ведь официальной версией смерти, которую озвучили во времена его президентства, был сердечный приступ. Но в окружении Патаркацишвили в это никогда не верили.

«Я не замечал за ним, чтобы у него были проблемы со здоровьем. И все близкие люди могут подтвердить то же самое», – уточнил друг семьи Патаркацишвили Георгий Жвания.

Отец Патаркацишвили умер от сердечного приступа в 48 лет. Поэтому Бадри, уверяет его сестра Нана, следил за здоровьем. Завел даже личного врача. Смерть брата иначе как политическим убийством она не называет.

«Он любил Грузию. Вырос в Мтацминдском районе. Был настоящим тбилисцем. И мне кажется, ему не простили его любовь к Грузии», – отметила Нана.

Путь Бадри, а по паспорту Аркадия, начался в Тбилиси. Он окончил местный политех. Работал на камвольно-суконном комбинате. Дорос до заместителя директора, но резко сменил сферу деятельности.

В начале 2000-х режиссер Павел Лунгин снял фильм «Олигарх». В главном герое все узнали Березовского, а в образе его друга Ларри – самого Патаркацишвили. Будущие магнаты познакомились в 1990 году и завертелось.

Первое детище Березовского и Патаркацишвили. Борис Абрамович, или проще «БАБ», смог внушить руководству «АвтоВАЗа», что делать «Жигули» – одно, а вот продавать – совсем другое.

Схема действительно простая: Патаркацишвили и Березовский скупали экспортные «Лады». На заводе их продавали дешевле, чем собранные для советских граждан, – по две тысячи долларов. Затем по документам машины сначала выезжали из страны, а потом возвращались, но по факту оставались в стране. А «ЛогоВАЗ» продавал каждую уже за семь тысяч долларов.

«Борис бизнесом практически не занимался. У них была договоренность, что все деньги, расходы и доходы пополам. И Бадри за все платил, а Борис занимался организацией процесса», – пояснил общественный деятель и публицист Александр Гольдфарб.

В 1991 году «ЛогоВАЗ» стал еще и единственным в стране поставщиком «Мерседеса». Не машина, а мечта бандита и политика. 

На улице Новокузнецкая, 40 в 1990-е располагался дом приемов «ЛогоВАЗа». Его еще называли «вторым Белым домом» и даже «вторым Кремлем». Именно в этом небольшом особнячке решались главные политические вопросы в России. Бизнесмены, губернаторы, послы и даже министры приезжали сюда, как говорится, «на ковер к Борису Абрамовичу и Бадри Шалвовичу».

Именно здесь располагался неформальный штаб кандидата в президенты на выборах 1996 года. Сюда олигархи несли деньги на предвыборную кампанию Бориса Николаевича Ельцина. А незадолго до этого Бадри и Борис Абрамович, если проще «БАБ» задумали стать медиамагнатами.

Контроль над Общественным Российским Телевидением они установили за полгода. Фамилию Патаркацишвили тогда выговорить мало кто мог, поэтому чаще называли просто Бадри. И в кулуарах ОРТ, и в коридорах Кремля. 

«Хорошее грузинское внутренне обаяние. Как Кикабидзе своим обаянием берет, вот также и Бадри. Только Кикабидзе еще что-то говорил, а этот помалкивал, но улыбался, приятно себя вел», – вспоминает начальник Службы безопасности президента России (1991-1996 гг.) Александр Коржаков.

На ОРТ Бадри занимался финансами. Занимал должность заместителя гендиректора по коммерции. После смерти Владислава Листьева стал фактически главным человеком на канале. Другие боссы не вызывали его в кабинет, а приходили к нему лично.

«Сначала Бадри с большой опаской относился к телевидению, потому что совершенно в нем ничего не понимал. Но целый год учился, как прилежный ученик. Узнавал, что значит тот или иной термин. Что означают рейтинги, и как они измеряются. Как формируются цены на рекламу, какие игроки. Много записывал. Потом прилежный ученый стал всевластным директором», – сказал первый заместитель генерального директора «ОРТ» по программной политике и развитию Кирилл Игнатьев.

Деньги на ОРТ Патаркацишвили зарабатывал и тратил легко, как настоящий грузин. О кавказской щедрости Бадри вспоминает и корреспондент телеканала «МИР» в Грузии Михаил Робакидзе. В 90-е он тоже работал на ОРТ.

«Он обращал внимание на одежду ведущих. Именно тогда ведущие стали разнообразно одеваться. Пригласили визажистов, купили косметику. Я напомню, это были 1990-е. Тогда проблем у канала финансовых точно не было», – говорит Михаил Робакидзе.

Патаркацишвили помогали связи. По слухам, Бадри с «БАБом» познакомили «грузинские воры в законе».

«Криминальный мир был необходим для того, чтобы избегать каких-либо проблем, связанных с криминальным миром», – сказал бывший сотруднику ГРУ Вячеслав Жарко.

В декабре 1995 года Бадри с «БАБом» выкупили 51% акций крупнейшей нефтяной компании «Сибнефть». Денег «ЛогоВАЗа» на это было недостаточно. Несмотря на то, что сумма была весьма скромной – 100 миллионов долларов. Но главный источник богатства – это премия за выборы 1996 года. На покупку также кредит им выдал Центробанк. 
Патаркацишвили был руководителем конкурсной комиссии по продаже акций «Сибнефти» и не допустил до торгов ни одного конкурента.

«Аукцион начинается. Вдруг как у Гоголя в «Ревизоре» раздается стук сапог. Открывается дверь. Заходит человек и кладет на стол комиссии факс: Я, Иван Иванович Иванов, директор завода «Самеко», отзываю свою заявку. Все. Конкуренции не было. Остался один покупатель, и он победил», – говорится в «Крестный отец Кремля Борис Березовский или История разграбления» Пола Хлебникова.

Бадри всегда был в тени великого и могучего Бориса Абрамовича. Публичным стал, сбежав в Грузию в начале нулевых. Бежать был вынужден – в России его обвинили в мошенничестве на «АвтоВАЗе» и в организации побега Николая Глушкова - главного фигуранта дела о хищении валютной выручки «Аэрофлота». Глушков, Бадри и «БАБ» были совладельцами компании.

На Родине он нажил огромный капитал. Ему принадлежало 80% грузинского телевизионного рынка, в том числе канал «Имеди», почти половина акций сотового оператора Magticom, контрольный пакет футбольного и баскетбольного клубов «Динамо» Тбилиси, а также бразильского «Коринтианс». И это только малая часть. Состояние Бадри оценивали в 12 миллиардов долларов.

В 2007 году Патаркацишвили решил принять участие в выборах президента Грузии. И стал личным врагом Михаила Саакашвили.

«Когда Саакашвили стал выстраивать жесткую авторитарную структуру, когда всех бизнесменов приручали к тому, что они платят и налоги, а все остальное платят в общак. И вот тут был Бадри, который был миллиардером, имел собственное телевидение. Он не покорился», – рассказывает руководитель Института стратегии управления, политолог Петре Мамрадзе.

Бадри выступил с разоблачением. Он назвал режим Саакашвили полицейским, а его политику – преступлением против народа. Вскоре силовики, вооруженные резиновыми пулями и дубинками, ворвались в здание телекомпании «Имеди».

Бадри призвал людей выйти на улицу. Несколько дней в центре Тбилиси не прекращались митинги. Прокуратура объявила оппозиционного кандидата в розыск.

«Аркадий Патаркацишвили, известный как Бадри Патаркацишвили, подозревается в заговоре с целью свержения власти в Грузии», – отметил заместитель генерального прокурора Грузии Николоз Гварамия.

Бадри уехал в Британию, откуда продолжал вести предвыборную кампанию. Президентом Грузии он так и не стал. Его тело нашли через месяц после выборов. Спустя пять лет, в 2013-ом, в том же Лондоне мертвым найдут Бориса Березовского, с кем вместе основали «ЛогоВАЗ». А в марте 2018 года – Николая Глушкова, тоже товарища по «ЛогоВАЗу». Так что не Тольятти для них стал проклятым местом, а Лондон.

Дело Бадри «воскресло» за полторы недели до выборов президента Грузии. Голосование состоится в следующее воскресенье, 28 октября. Это будут последние прямые выборы в стране. Всего 25 кандидатов – серьезная конкуренция. И это удивительно, ведь эти выборы завершают конституционную реформу – переход к парламентской форме правления. То есть у президента остается не так много полномочий. Но какое-то влияние все же есть. Потому Саакашвили делает свою ставку, чего не скрывает. Нет, он, конечно, не баллотируется: не гражданин, плюс судимости. Но в списке кандидатов есть его человек – это бывший министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. В случае победы Вашадзе у Саакашвили появляется шанс вернуться на родину и задуматься о «реанимации» своей политической карьеры. Но эти шансы тают на глазах из-за дела Бадри. Все-таки причастность к убийству, пусть это пока только обвинения, не лучшим образом влияет на репутацию.