Остап Бендер из «Золотого теленка», Груздев из «Места встречи», дядя Митя из «Любовь и голуби». Этого человека узнавали мгновенно – Сергей Юрский ушел на 84 году жизни. Сердечный кризис напугал семью еще летом прошлого года. Ресурса организма хватило еще на полгода. О знаменитых ролях и не только – корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Для Сергея Юрского возраст и состояние души, скорее, были рабочими моментами. Во время съемок фильма «Любовь и голуби» он настолько вжился в роль деревенского выпивохи дяди Мити, что его даже не пустили в кафе городка Медвежьегорск, где в 1984-м работала группа «Мосфильма».
«Сергей Юрьевич был интеллигентнейший человек, питерский. Играть сибирского мужика, когда камера снимает близко, с этой козьей ножкой, со стаканом – это к Сергею Юрьевичу не имеет никакого отношения», – сказал заслуженный артист России Сергей Жигунов.
В фильме «Любовь и голуби» он снялся будучи уже заслуженным артистом. Причем супругу его героя – бабу Шуру – сыграла его же жена Наталья Тенякова. А всесоюзную известность Сергею Юрскому «на блюдечке с голубой каемочкой» принесла роль Остапа Бендера в «Золотом теленке». С тех пор такой образ великого комбинатора считается эталонным. После нэповского авантюриста он сыграл непреклонного интеллигента в «Место встречи изменить нельзя». И снова образ, которого не было в репертуаре Юрского. К своей славе он относился с некоторой иронией, но никогда не использовал в личных целях. Такая философия: популярность – часть профессии артиста.
«Он рассказывал, как относился к своей популярности. Однажды еду в метро, разговаривает молодая пара, и я слышу: посмотри на этого человека – просто пародия на Юрского», – вспоминает народный артист России Валерий Баринов.
Юрский – это псевдоним его отца, который тот взял еще в гимназическом театральном кружке, спрятав за ним дворянскую фамилию Жихарев. Глава семьи будущего народного артиста был худруком Цирка на Цветном бульваре в Москве и заведовал Ленконцертом. Поначалу сыну прочили карьеру юриста, и Сергей даже отучился три курса в Ленинградском университете, но участие в студенческих постановках предопределили дальнейшую судьбу. Он забрал документы и поступил в театральный. А там карьера немыслимая для второкурсника – Сергея Юрского сразу пригласили в Большой драматический театр Георгия Товстоногова.
«Для нашего поколения Юрский был кумиром. Я ходил на все спектакли, на какие-то по три раза. Я помню, что Чацкого с его участием в «Горе от ума» я смотрел трижды, до этого были и «В поисках радости» и много других. Он был востребованный артист с очень яркой индивидуальностью», – отметил режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Мамин.
Здесь начались зарубежные командировки и первые роли в кино. Комедия Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Юрский в образе Чудака – дикаря сказочного племени. Позже он захочет стать режиссером, и этого в Большом драматическом ему не простят.
«После великого товстоноговского театра, где у него было свое особое место, великий худрук не смог примириться с тем, что у Юрского появился интерес к режиссуре, он стал ставить спектакли. Они не плохие, они не были соперниками, но Товстоногов не терпел других режиссеров, даже вроде бы не состязавшихся с ним рядом», – рассказал театральный критик, ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
Далее переезд в Москву и скитания по театрам. В Школу современной пьесы он пришел в 1991 году. Здесь он ставит то, что мечтал, и играет роли, которые придумал. Когда в Школе современной пьесы шли спектакли с участием Юрского, вся гримерка, больше похожая на келью, полностью принадлежала ему. После пожара в 2013 году здесь, конечно, уже все по-другому, но тогда удивительным образом уцелел столик, за которым народный артист готовился к выходу на сцену. А еще это помещение хранит какую-то особую ауру, но это больше из разряда личного восприятия. Для труппы это был единственный режиссер, который во время гастролей давал выходные команде. А заселившись в гостиницу, следил, как устроились все: от исполнителя главной роли до осветителя.
«Он всегда обходил номера постановочной части, номера, которые дали гримерам, костюмерам, и если ему что-то не нравилось, если там не все были условия, которые должны быть во время гастролей, ему было все равно – они приехали работать, и у всех условия должны быть хорошие», – вспоминает помощник режиссера театра «Школа современной пьесы» Эльвира Тадеева.
На сцене Школы современной пьесы он поставил спектакль «Ужин у товарища Сталина». В первом акте Юрский выходил без грима. Постепенно образ вождя народов дополнялся узнаваемыми чертами, пока не становился похожим на Сталина. И почему-то зритель не вспоминал про дядю Митю или Остапа Бендера.
«Там играла певицу молодая актриса Фасюра, которая по семейным обстоятельствам не могла играть в этом спектакле какое-то время», – сказала Эльвира Тадеева.
Для молодой актрисы потеря главной роли была бы трагедией, если бы не Юрский. Он отказался играть с кем-то еще. Спектакля не было около полугода. Театр лишался прибыли, но режиссер был непреклонен – роль осталась за Татьяной Фасюрой. Вообще он учил молодых актеров думать о вечном, подразумевая предстоящие роли.
«Посвящаем несколько минут не магии, а настройке камертона сегодняшнего дня. Не вообще «мы все друзья, мы все вместе», а камертон сегодняшнего дня, потому что спектакль должен быть сегодняшний», – говорил Юрский.
А в театре Моссовета, где прослужил больше 40 лет, он поставил очередной спектакль, где играл сам. По пьесе Игоря Вацетиса – это уже литературный псевдоним Сергея Юрского. Еще одна роль, исполненная им до конца и ни разу не повторенная.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе