Возрождение шедевра: как в «Царском Селе» спасли церковь, где венчались и крестились Романовы
17:28 30/05/2019В музее-заповеднике «Царское Село» после масштабной реставрации открылась церковь Воскресения Христова. Этого события ждали больше полувека. Архитектурный шедевр Франческо Растрелли сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Недавно там прошел первый молебен.
История создания
Дворцовую церковь Воскресения Христова заложили 8 августа 1746 года. Спустя десять лет, в июле 1756 года, шедевр Растрелли был возведен. На торжественном освящении присутствовала императрица Елизавета Петровна. Первоначальный проект разработали архитекторы Андрей Квасов и Савва Чевакинский, но окончательный вариант был сделан по чертежам Франческо Растрелли. С тех пор вот уже несколько веков золоченые купола церкви возвышаются над массивом дворца. А ее фасад стал визитной карточкой и символом музея.
Внутреннее убранство храма не уступало его внешней красоте. Помещение разделили на четыре части: алтарь, неф, хоры и места под хорами. Специально для церкви было написано 114 икон, живописный плафон с изображением Вознесения Господня. Стены выкрашены в цвет берлинской лазури – так пожелала Елизавета Петровна. Насыщенный синий гармонично контрастировал с позолоченными фигурками ангелов, цветами и колоннами, обвитыми резными гирляндами.
Этот храм связан с важнейшими событиями в жизни венценосных особ. Здесь проходило венчание членов императорской семьи, крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди них были будущие императоры Николай I и Николай II.
Пожары и война – причины разрушений
За годы своего существования церковь Воскресения Христова пережила два пожара. В 1820 году ее реставрировал архитектор Василий Стасов. Утраченные детали воссоздали из нового для того времени материала – папье-маше. В 1863 году Александр Видов восстанавливал утраченные фрагменты из мастики. Богослужения в храме прекратились в 1917 году, но официально он был закрыт в мае 1922-го.
Колоссальный урон памятник архитектуры получил в годы Великой Отечественной войны. В помещении был устроен гараж для техники оккупантов. Снарядом пробило крышу. Были похищены почти все иконы, полностью разрушен иконостас, утрачен центральный плафон. Разбиты стекла и выломан пол из дорогих пород дерева.
Командир роты 267-го отдельного пулеметного артиллерийского батальона, ленинградец И. А. Прохоров вспоминал:
«Сердце холодело при виде разрушений, причиненных фашистскими варварами... Вместо позолоченного купола церкви была видна лишь одна обрешетка на стропилах... Через пролом в стене проникаем в дворцовую церковь. Зал заполнен разбитыми мотоциклами, канистрами, пол залит мазутом. Паркет из дорогих пород дерева выдран, порублен, стекла и рамы разбиты, в зале гуляет ветер. Позолоченные орнаментальные детали и скульптурные фигуры изувечены, полностью разрушен иконостас».
Реставрация
В середине 1950-х годов в церкви Воскресения Христова были проведены консервационные работы. Тогда она приобрела экспозиционный вид. До конца 1990-х годов посетители Екатерининского дворца могли видеть знаменитый интерьер с хоров во время обзорной экскурсии. Тогда же в институте «Ленпроектреставрация» под руководством главного архитектора Александра Кедринского был разработан подробный проект реставрации. Но ждать восстановления пришлось больше двадцати лет.
В 2015 году у музея-заповедника появились деньги на ремонт, и работа началась. Четыре года исторический интерьер возрождали более 350 специалистов. Было принято решение использовать методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат по принципу так называемой Венецианской хартии. Главная задача мастеров была – максимально сохранить подлинность отделки. Восстановленные элементы сделали из дерева, но не стали покрывать их позолотой.
«Здесь, в церкви, 60 процентов декора подлинного сохранилось, и мы хотели подчеркнуть историческую ценность этой отделки. Не хотели подделываться. Мы хотели показать нашему зрителю пластическое, композиционное решение вот с такими колоннами», – говорит Наталья Кудрявцева, заместитель директора музея «Царское Село» по реставрации.
Воссоздали и берлинскую лазурь, точно как при Елизавете Петровне. Старые мастера наносили краску на ткань – для лучшей сохранности цвета. К началу восстановительных работ нетронутыми временем оказались около 60 процентов холста. Реставраторы бережно очистили, законсервировали и укрепили все исторические слои краски. В местах утрат цвет наносили вручную, тонкой кисточкой.
Гордость мастеров – им удалось сохранить подлинную позолоту 18-19 веков. Более ста специалистов возвращали былую роскошь и блеск фигурам ангелов, цветочным гирляндам и другим сложным деталям. Теперь они выглядят как новые. Хотя еще пять лет назад были покрыты толстым слоем черного налета.
«Реставраторы разводили руками. И говорили, вряд ли удастся очистить. Но тем не менее – это удалось. И сейчас это золото потрясающе выглядит, хотя ему уже 200 лет. Даже больше. Его законсервировали. Нанесли такой слой, который не позволит кислороду проникать в серебро. Это старая технология, и мы гордимся, что нам удалось вернуть к жизни эту позолоту», – говорит директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Из 114 икон церкви сохранились лишь четыре. Было принято решение заново написать утраченные образа иконостаса. Мастера из Академии художеств воссоздали более 40 икон.
Центральный плафон покрыли белой краской. Сюжет «Вознесение Христово» совсем скоро вернется на него, правда уже в качестве видеопроекции. Для того, чтобы посетители Екатерининского дворца увидели возрожденный шедевр Растрелли, появится новый экскурсионный маршрут.
В дни престольных праздников в церкви Воскресения Христова будут проходить молебны. Первое торжественное богослужение произошло в день открытия церкви поле долгожданной реставрации.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет