Витрина социализма: 70 лет назад была провозглашена ГДР

19:14 13/10/2019

Буквально через год после окончания Второй мировой союзники по антигитлеровской коалиции взяли курс на противостояние советской системе. Популярность СССР, как главного победителя фашизма, в Европе была настолько велика, что пугала сама возможность распространения советской идеологии. В результате в спешном порядке уже в мае 1949 года бывшие союзники решили разделить побежденную Германию. Так появилась ФРГ. В ответ Сталину пришлось объявить о создании ГДР.

Страна фактически была задумана как пример социалистического образа жизни. Случилось это ровно 70 лет назад.

Берлин еще не пал, а послевоенное будущее Германии уже обсуждалось по обе стороны Атлантики. Западные лидеры – однозначно за раздел. В голове у британского премьера даже сложилась карта новой Европы.

«Свою позицию занял Черчилль, который предложил, чтобы южные и юго-восточные районы Германии вошли в состав Дунайской конфедерации, а северные стали отдельным государством», – говорит директор Российско-германского учебно-научного центра РГГУ доктор исторических наук Наталья Ростиславлева.

Сталин настоял на том, чтобы СССР отошла Восточная Пруссия. Остальную территорию страны он видел единым, но нейтральным государством, не состоящим ни в каких военных и политических блоках. Деление на оккупационные зоны рассматривал как временное. Оно было необходимо для того, чтобы окончательно ликвидировать нацизм и вернуть Германию к мирной жизни.

«Преобразования, конечно, велись во всех зонах, но они сразу проходили на разных принципах. В восточной, советской зоне моментально будет воссоздана Коммунистическая партия, из Москвы приедут коммунисты», – отмечает Наталья Ростиславлева.

Четыре оккупационные зоны – британская, французская, американская и советская – в 1949-м становятся двумя отдельными государствами. 23 мая на территории трех западных зон образована Федеративная Республика Германии, спустя четыре месяца в восточной, советской, зоне провозглашена Германская Демократическая Республика. Как новый союзник СССР, она стала частью социалистического лагеря.

«По уровню индустриализации, тяжелой, легкой и пищевой промышленности ГДР была витриной социализма, особенно для советских граждан», – считает заместитель директора по научной работе Института Европы РАН Владислав Белов.

Из Советского Союза ГДР смотрелась как настоящий социалистический рай. Никаких пустых полок в магазинах, от выбора разбегаются глаза. Те счастливчики, которым удается туда попасть, уезжают с полными сумками. Из ГДР везут одежду, детские игрушки, бытовую технику и, конечно, мебель. Немецкие серванты в Советском Союзе – особая ценность, признак состоятельности. Фарфор из ГДР – почти предмет роскоши.

«После войны, после вступления советских войск в Германию, были сохранены все производства. Этот сервиз продолжали выпускать вплоть до конца ХХ века», – говорит коллекционер Валерий Ромин.

Те, кто не мог себе позволить заграничную поездку, за жизнью ГДР наблюдали по телевизору. В 1980-м, в год московской Олимпиады, советским зрителям показали фильм «Быстрее собственной тени» о спортсмене, который попал на международные соревнования в ГДР. Жизнь страны там во всех подробностях. Настоящий Запад. В ГДР многие ходят в джинсах, пьют лимонад под названием Vita Cola и ездят на машинах. Автомобиль есть у каждого пятого. Такого уровня автомобилизации нет ни в одной другой соцстране. Знаменитый «Трабант», в переводе с немецкого «Спутник» – один из главных символов социалистической Германии. Некогда самый массовый и по-настоящему народный автомобиль. Многие экземпляры на ходу и сегодня. Хозяин одного из них сделал из «Трабанта» электрокар.

«Электрический «Траби» – это нечто очень эксклюзивное. Эти машины больше не производятся, их осталось всего несколько тысяч», – объясняет директор автомастерской Раймонд Зее.

По многим социальным показателям ГДР была на уровне самых развитых европейских стран: продолжительность жизни – 74 года, низкая детская смертность и мощное олимпийское движение.

«В то время ГДР была ведущей страной во всех видах спорта, не только в легкой атлетике, но и в плавании. У них очень много было золотых медалей. Еще до Олимпиады ГДР заявила о себе громко», – вспоминает бронзовый призер летней Олимпиады 1980 года Татьяна Лесовая.

Метатель диска Лесовая в тех состязаниях уступила восточной немке Эвелин Яль. По количеству наград сборная ГДР была на втором месте после советской.

«Например, я жала 150, приседала 200. А у них было еще больше», – говорит Лесовая.

Благополучие ГДР – во многом заслуга СССР. По итогам войны Советскому Союзу полагалось около 600 миллиардов долларов в качестве репарации. Но от ГДР получили только 16 миллиардов – всего 2,5%. При этом Советский Союз безвозмездно потратил еще 25 миллиардов на восстановление разрушенной индустрии в Восточной Германии.

«Абсолютно вся промышленная база ГДР – машиностроение, судостроение, электротехника, химия, нефтехимия, легкая промышленность, сельское хозяйство, сельскохозяйственная техника – это все было создано при помощи советских инженеров», – считает Владислав Белов.

По образу и подобию советского Министерства госбезопасности в ГДР было создано свое. Спецслужбы Восточной Германии сегодня больше известны под неофициальным названием Штази. Агенты работали по всей Европе, в том числе в ФРГ.

«Немец с немцем договорится быстрее и лучше всегда, чем наш человек, чтобы привлечь его к сотрудничеству», – говорит ветеран внешней разведки КГБ Георгий Санников, в 1958-1972 гг. на службе в ГДР.

Георгий Санников в ГДР проработал полтора десятка лет. Говорит, у Штази было чему поучиться.

«Разведка ГДР была самая выдающаяся, успешная и всепроникающая в нужные нам учреждения и объекты организация», – отмечает Санников.

В ГДР довелось поработать и нынешнему президенту России Владимиру Путину. Он служил в Дрездене в звании майора. Формально был директором Дома немецко-советской дружбы до самого окончания холодной войны. 

Формула счастья по гэдээровски показана в фильме «Гуд бай, Ленин!». Он о тоске по стране, которой больше нет, и о расколе между Восточной Германией и Западной.

Конец ГДР предопределило падение Берлинской стены в ноябре 1989-го. Спустя 11 месяцев Восточная Германия стала частью ФРГ, там начала действовать западная конституция. Мнение восточных немцев при этом не учитывали. Еще через две недели Нобелевскую премию мира получил советский лидер Михаил Горбачев. В объединении Германии он сыграл одну из главных ролей.

«По образному выражению Коля, тогдашнего канцлера Германии, Горбачев отдал объединение Германии по цене бутерброда», – отметил Владислав Белов.

В социалистических странах-союзницах решение Горбачева многие восприняли как предательство. В восточноевропейских Компартиях выступали против объединения Германии. Предателем Горбачева считал и один из последних председателей Госсовета ГДР Эрих Хонеккер. После падения Берлинской стены он был арестован, бежал в Москву, затем в Чили. Там умер от рака.

Еще один громкий процесс проходил над бывшим главой Штази Эрихом Мильке. В 1993 году его осудили на шесть лет, но освободили через два года по состоянию здоровья.

53 миллиарда долларов – столько готовы были заплатить Москве западные немцы за присоединение восточных земель. В итоге заплатили всего 6 миллиардов. Практически все деньги были потрачены на вывод войск.

«Самый трудный этап вывода – это подготовка инфраструктуры. За три года и восемь месяцев сделать это было невозможно! Получалось, что порой войска отправлялись в никуда», – констатирует генерал-полковник Антон Терентьев, в 1993-1994 гг. начальник штаба Западной группировки войск.

После вывода войск в НАТО обещали, что расширения на Восток не будет, но договоренности были устные. Всего через 10 лет альянс начал стремительно расти. Сегодня он не просто приблизился к границам бывшего СССР, но и включил в свой состав три некогда советские республики.