Одна из визитных карточек Таджикистана – это памирские джурабы. Толстые носки ручной вязки с плотно связанной подошвой и пяткой уже давно известны за пределами Таджикистана. Где и когда появились джурабы, неизвестно. Историки предполагают, что носки начали вязать в Египте в XII веке. Есть и другая версия: они появились в Индии. Абсолютно точно можно сказать, что слово «джурабы» заимствовано из персидского языка.
Вязание джурабов традиционно для народов горных районов Центральной Азии, Кавказа, Пакистана, Ирана и Балканов, но носки все равно друг от друга отличаются. В Таджикистане джурабы вяжут в основном в Горном Бадахшане. Зима здесь продолжительная – с октября по апрель, поэтому холода сделали ремесло очень популярным.
Почти в каждом доме памирские красавицы в свободное от работы время вяжут крючком или на спицах джурабы. Секреты древнего мастерства жители передают из поколения в поколение. Уже в 6-7 лет девочки в особо отдаленных частях Памира свободно владеют спицами и крючком. Вяжут носки и для себя, и на заказ.
Мохпари Сарфарозова, мастерица из Хорога, вяжет джурабы с раннего девства. Научила ее мама. Если первые носки были однотонными, то сейчас Мохпари вяжет исключительно джурабы с узорами.
«Носки, которые я сейчас вяжу, называются «пат товус» – павлиний мех. Эти джурабы одни из самых старинных. Один из основных цветов - желтый, он символизирует солнце и свет», – говорит мастерица.
Красочная вязка джурабов – это не только цвета, но и своеобразная комбинация символов. Самая распространенная – арийская свастика. Здесь скрещены четыре первоэлемента природы: огонь, воздух, земля и вода. Местные мастерицы используют не только арийские узоры, но и придумывают их сами. Вдохновляют их чаще всего природа, быт и традиции.
Например, на джурабах можно заметить ярко-оранжевый рисунок. Он олицетворяет символ очищения – огонь. Так как жители Горного Бадахшана издревле занимались животноводством, появился еще один специфичный узор – очертания больших коровьих глаз. Они олицетворяют решительность.
«На джурабах много изображений животных. Каждый имеет свое название. Например: чахак – это курочка, каждумак – скорпион, товус – павлин», – поясняет Мохпари Сарфарозова.
Для вязки носков использовали натуральные нити из козьей и овечьей шерсти. Обрабатывали её по специальной методике. Пряли как женщины, так и мужчины. Для окрашивания использовали исключительно натуральные красители, которые делали из шелухи репчатого лука, хны, барбариса и других растений. Они давали черный, красный, зеленый, жёлтый и фиолетовые цвета. Купить джурабы из натуральной пряди можно и сегодня. Они отличаются по форме и запаху.
Сейчас многие мастерицы вместо натуральной шерсти используют китайские полусинтетические нитки. Выбор цветов больше, а цены ниже. К примеру, одна пара в среднем стоит 5 долларов. Туристы выбирают джурабы на свой вкус: яркие или сдержанные. Дизайн отличается в зависимости от района изготовления. Раньше для вязания использовали медные и серебряные крючки, а также спицы из веток вербы и ивы. Сегодня в основном все джурабы вяжут металлическими спицами, которые можно купить на любом рынке.
Как утверждают мастерицы, каждая работа уникальна. Одна пара джурабов вяжется примерно четыре дня. Рукоделие помогает расслабиться после работы и снять переутомление. В 2017 году министерство культуры Таджикистана внесло искусство вязки джурабов в список нематериального культурного наследия страны. Памирские джурабы являются бесценным подарком в зимнее время года. Они держат ноги в тепле даже в самый лютый мороз. Ко всему прочему, носки можно использовать как декоративное украшение. Они придают интерьеру особую красоту.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет