Коронавирус заставил заядлых петербургских театралов и меломанов поменять свои планы. Министерство культуры России закрыло музеи, театры, филармонии и федеральные цирки. Сколько продлится запрет на посещения, пока непонятно.
Спектакли через интернет
«Александринский театр стал пионером нового жанра. Не просто спектакль – премьера прошла онлайн. Впервые в истории мирового театра», – говорит продюсер Новой сцены Александр Малич. Причем организовать все удалось за сутки.
Перед генеральным прогоном лайфхак – дыхательный тренинг. Такая практика помогает поймать нужный настрой. По словам актеров в нынешней ситуации он необходим как никогда прежде.
«Когда я узнал, что не будет зрителей, я испугался. Потому что это совершенно другое ощущение. Потому что когда приходит зритель, появляется нужный нерв, появляется энергетика из зала, которую ты чувствуешь. Появляется взаимодействие», – рассказывает актер Александринского театра Николай Белин.
Да и аплодисменты труппа услышит разве что от операторов. Царская ложа, партер, балкон – организаторы обещали установить больше десятка камер.
«Конечно, в жанре прямого эфира мы не сможем вернуться к жанру телеспектакля, о котором хорошо знают наши взрослые зрители, те, кто помнят жанр советского телеспектакля. Но мы здесь в Александринке не будем довольствоваться общим планом, полноценная многокамерная съемка», – заверяет генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич.
Постановка «Маузер» Теодораса Терзопулоса прошла перед пустым зрительным залом, впервые за почти трехвековую историю. После премьеры спектакль был удален из сети – на то она и премьера. Кроме того, контракт с греческим режиссером на постановку спектакля не подразумевает открытого доступа.
За Александринкой подтянулись и другие «храмы Мельпомены». Так, по данным Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, к первому театральному онлайн-уикенду 20-22 марта присоединились около 2 миллионов человек. На каждую театральную постановку «пришло» 50-70 тысяч зрителей. Помимо петербуржцев к бесплатным трансляциям подключались жители Дальнего Востока, Калининграда, Центральных регионов России, Прибалтики, Германии и Испании.
Музеи – можно, но осторожно
Государственный Эрмитаж подчинился требованиям федерального руководства – временно приостановил прием посетителей, но не перестал жить полной жизнью. Сотрудники сосредоточились на научной деятельности, экскурсоводы разрабатывают новые программы. Каждый день страницы музея в социальных сетях наполняются новым контентом. Онлайн-экскурсия по парадным залам Зимнего дворца или путешествие по фондохранилищу в Старой деревне, видеолекции Михаила Пиотровского.
Не отстает и Русский музей. Здесь также готовят интернет-трансляции для ценителей отечественного изобразительного искусства. Виртуальные экскурсии, лекции, вебинары со специалистами, показы тематических фильмов.
Однако некоторые учреждения еще могут порадовать горожан в режиме оффлайн. Так, открыт для индивидуальных посещений Исаакиевский собор. Гостей музея просят надевать защитные маски и соблюдать меры предосторожности. Стёкла икон, дверные ручки и перила регулярно обеззараживают.
Ждут гостей малые музеи и галереи. Так, ценители живописи могут приобщиться к творчеству объединения «Колдовские художники» в галерее «Свиное рыло».
Открыты двери и в Республике кошек. Все полосатые и усатые «сотрудники» успешно прошли тестирование на коронавирус, целый спектр других инфекционных заболеваний и с нетерпением ждут посетителей.
Без концертов
Меломаны также перебрались во всемирную сеть. Ценители практически всех музыкальных стилей и направлений могли в прямом эфире найти выступление любимого исполнителя. Так цикл «карантинных» выступлений 20 марта открыл пианист Денис Мацуев. Его концерт на одной из онлайн-платформ собрал полтора миллиона зрителей. 2,5 миллиона поклонников усадили перед мониторами рокеры из «Би-2». Из-за эпидемии у них сорвался европейский тур.
Те, кто наиболее сильно пострадал от вируса – это клубы и концертные залы. Они терпят колоссальные убытки. Например, на «Тинькофф-арене» отменилось 17 мероприятий – концерты популярной и классической музыки, спортивные соревнования. А работать над их подготовкой начали еще прошлой осенью. Реальной становится перспектива остаться без живого летнего концертного сезона.
«Любое мероприятие, которое соберет несколько тысяч зрителей, оно планируется за полгода, минимум – за 3-4 месяца. Если даже завтра нам скажут – можете работать, мы сможем функционировать только с сентября месяца», – отмечает президент спортивно-концертного комплекса «Тинькофф-арена» Вадим Финкельштейн.
Сколько будут жить петербуржцы без театров, выставок и концертов, сейчас прогнозировать трудно. Но есть и один положительный момент – билеты покупать не нужно – можно посмотреть бесплатно – онлайн.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет