В Кыргызстане после карантина начинают работу предприятия швейного производства

18:00 15/05/2020
Фото: Максим Кулачков (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, швея, дом для мамы, швейная машина
ФОТО : МТРК «Мир» / Максим Кулачков

В Кыргызстане с начала мая разрешили работать швейным цехам. Но клиентов у предприятий легкой промышленности пока нет, шьют как говорится, про запас, спасают ранее подготовленные финансовые подушки безопасности. Но и они скоро кончатся.

Швейная отрасль в Кыргызстане – едва ли не бюджет образующая сфера. Только в Бишкеке по официальным данным в ней задействованы 150 тысяч человек. А если пройтись по улицам города – цех есть почти в каждом квартале. Шьют, как для собственного рынка, так и для Казахстана, но любимый рынок – российский. Сейчас границы закрыты, отправить товар невозможно. А проблемы в отрасли, на самом деле, начались намного раньше.

«Критическая ситуация очень затянулась. Началось все с китайских каникул, когда на их новый год закрыли границы. С того времени они больше не открывались», – рассказывает генеральный директор швейного цеха Зарлык Иманкулов.

Сразу после каникул в Ухане начал бушевать коронавирус. Потом он пришел и в Кыргызстан. Первое время как-то удавалось привезти фурнитуру для пошива – железная дорога работала. А вот с тканью проблемы начались еще зимой.

«А с 25 марта по 1 мая нам пришлось закрыться. В общей сложности у меня трудилось до 50 сотрудников. Их я отправил по домам. Но мы к этому были готовы, предупреждали швей до закрытия, как только ввели в стране режим чрезвычайной ситуации, чтобы они экономили деньги, говорили что если будет ЧП, нас закроют на карантин, тогда без работы будем сидеть», – продолжает Зарлык Иманкулов.

Но накопить с зарплаты в 200 долларов не так-то и легко. А именно столько в среднем за месяц получает швея. На помощь пришло руководство цеха, кому-то из работников выдали авансы, кто-то смог продержаться сам. В начале мая всем разрешили выйти на работы.

«Хорошо, что мы вышли. Последние недели карантина я не знала, на что жить. Деньги подходили к концу, еще пара дней и не хватило бы даже на хлеб. А у меня четверо детей, их я содержу одна, помощи ни от кого нет, надо еще за аренду квартиры платить», – рассказывает швея Жипариса Сулайман кызы.

Выйти в цех смогли не все: из 50 работников вышла только половина. Остальные разъехались по регионам к родным. Обратно их не пустили. Между городами по-прежнему действует ограничение на переезд. Это необходимо для того, чтобы коронавирус не распространился по областям.

Тем временем, швейная промышленность пытается найти клиентов. Сейчас предприятия дошивают старые заказы. Но и с ними возникают сложности. Объемы выпуска сократили с 16 тысяч единиц до 8 тысяч.

«Мы должны были отправить партию школьной одежды в Челябинск. Раньше этот клиент платил все перед отгрузкой товара. Сейчас он позвонил и попросил отдать деньги осенью. Мы согласились. Лучше так, чем совсем без работы сидеть», – уверен генеральный директор швейного цеха Зарлык Иманкулов.

Отгрузить партию одежды должны были в апреле. Теперь неизвестно, когда она отправится на рынки. Традиционно в это время предприятия уже начинают заключать контракты на зиму. Но сейчас не подписано ни одного договора – будущее слишком туманно. За два месяца простоя швейный цех потерял 20 тысяч долларов дохода, спасает только ранее накопленные сбережения. Но есть и те, кто открыться не смог.

«Ситуация сложная, мы как 22 марта закрылись, так до сих пор и не открывались, потому что наш основной клиент находится в России. Торговые центры там закрыты. Мы, конечно, на связи с нашими клиентами, но все говорят о том, что бутики их опечатаны. Даже тот товар, что есть в наличии они не могут продать он-лайн», – продолжает тему заместитель директора другого швейного предприятия Антон Павленко.

Ставку цех делал на праздничные платья для девочек – основная прибыль от выпускных. Их отменили. Теперь швеи надеются продать хоть что-то на Новый Год.

«Мы в конце февраля вернулись с выставки в Москве, там получили заказы и три недели активно их отшивали. Но не смогли отгрузить практически ничего. Потому что закрылись на карантин», – отмечает Павленко.

Сейчас он пытается искать других заказчиков. Но пока безуспешно, так как в Кыргызстане рынки тоже не открыты, да и желающих приобрести что-то нет.