Не стало Шона Коннери. Первый и легендарный Джеймс Бонд ушел во сне на 91-м году жизни. Вдали от родной Шотландии, на далеких Багамских островах. Подробности узнавал корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Октябрь 1962-го. Рождение одного из самых ярких героев мирового кинематографа. Джеймс Бонд, агент 007. Не какой-нибудь там герой комикса. Сверхчеловек во плоти. Тот самый, который спасает мир. Мужественный, иногда даже безжалостный. Агент секретной разведывательной службы МИ-6. Ради великой цели с правом на убийство.
А еще он эрудит, любитель изысканного алкоголя и женщин. И все это нужно было сыграть тогда не очень-то и известному шотландцу. Эталонный Джеймс Бонд всех времен Шон Коннери родился в 1930-м, в бедной семье рабочего и уборщицы. В доме не было даже детской кроватки, маленький Шон спал в комоде. Дальше – воспитание улицей и нищетой. В третьем классе школы – прощай, детство.
«Когда мне было девять, я начал работать. Уходил ночью. В шесть утра в школу. Потом я в школу уже и не вернулся. У меня была лошадь. Я развозил молоко, картофель и все такое», – говорил актер в д/ф «Шон Коннери крупным планом», 1997 г., реж. Л.Краковер, М.Тобиас.
«У меня не было чувства, как я на самом деле беден. Лишь потом, когда я как будто сбежал, ушел на флот в 16 лет, я начал сознавать, насколько по-другому бывает в других местах, насколько хорошо там, где нас нет», – добавил актер.
Как бы сложилась его судьба, неизвестно, если бы не язва желудка. Именно из-за нее его комиссовали из королевского флота на гражданку. Со службы морпех Коннери вернулся с двумя татуировками на руке. На одной надпись «мама и папа», на второй «Шотландия – навсегда». Он вовсю искал себя. Увлекся бодибилдингом и даже взял бронзу в главном тогда конкурсе культуристов «Мистер Вселенная». Стал играть в футбол, получалось тоже профессионально. Настолько, что позвали играть в клуб «Манчестер Юнайтед». Предложили хорошие деньги, но Шон отказался. Сказал, что футболисты рано уходят на пенсию, в 30 лет конец карьере, «а мне уже 23 и стану-ка я актером». И вновь у него все идет как по маслу. В театре в родном Эдинбурге у него значимые роли. Да и пьесы непростые. «Анна Каренина», например, чего стоит.
В 1950-х о нем уже говорят и даже пишут в местных газетах. Он пробует себя на телевидении и в кино. В сказке «Дарби О'Гилл и маленький народ» играет обаятельного ирландца, который хорошо поет и волшебным образом очаровывает женщин. И вновь звезды сошлись удивительным образом. В 1959-м кино посмотрел продюсер будущего фильма о Джеймсе Бонде. Ему нужен был именно такой – мужественный, с харизмой и обаятельный.
Успех головокружительный. Шон Коннери в итоге сыграл в семи фильмах «Бондианы». Все трюки физически крепкий и ловкий делал без дублеров. И из всех сцен самый страшный был эпизод с тарантулом. Единственное, чего Коннери боялся по настоящему, – это пауки. Пришлось отгораживать актера стеклом, мучиться с монтажом, чтобы зритель не догадался.
После успеха «Бондианы» многие пророчили Коннери судьбу актера, застрявшего в одном образе. Но он и этого смог избежать.
«Шон Коннери – один из артистов, который с возрастом становится лучше. Мужчина, которых возраст красит. Этот импозантный перфект-джентльмен, настоящий джентльмен с седой бородой, мужчина, в которого должны влюбляться все молодые девушки. Шон Коннери прекрасен», – сказал кинокритик Давид Шнейдеров.
Во времена триумфа «Бондианы» о персонаже Шоне Коннери говорил весь мир, но только не в СССР. Советские граждане вначале полюбили его по другому кино. Когда он второй раз надел морскую форму, на съемках фильма «Охота за Красным Октябрем», это была форма командира советской подлодки.
Кстати, в Советский Союз Шон Коннери приезжал дважды. Первый раз на съемки совместного фильма «Красная палатка» о спасении экспедиции Умберто Нобиле на Северном полюсе. Там он сыграл полярника Амундсена. Свою последнюю роль Джеймса Бонда он исполнил в 53 года. К тому времени он уже дважды давал слово, что никогда не будет агентом 007, ни за какие гонорары. При этом его последний фильм в роли Бонда так и назывался – «Никогда не говори «Никогда».
«Для меня роль определил Шон Коннери. Для меня он всегда будет тем, на кого я равняюсь. Особенно в фильмах «Доктор Ноу» и «Из России с любовью». Это два моих любимых фильма», – поделился исполнитель роли Джеймса Бонда Дэниел Крейг.
В 66 лет Коннери вновь примерил костюм агента английских спецслужб, но уже под другим именем. В фильме «Скала» его герой как всегда спасает мир от катастрофы. Среди самых известных второстепенных ролей Шона Коннери – папа Индианы Джонса. Исполнитель главной роли Харрисон Форд и в жизни называл его своим вторым отцом. А еще он наставник бессмертного Горца и борец с преступностью в фильме «Неприкасаемые». За эту картину он получил «Оскар», как лучший актер второго плана.
А за общий вклад в мировое искусство английская королева пожаловала ему титул рыцаря. Последний фильм с участием сэра Шона Коннери вышел на экраны в 2003 году. А потом ушел из большого кино. При том, что заказы от режиссеров так и сыпались со всех сторон. Он не стал Гэндальфом во «Властелине колец», и даже гонорар в 18 миллионов долларов мэтра не убедил. Он заявил, что не понимает, не чувствует суть этой роли в сценарии. Он отказался играть и в знаменитой «Матрице», ведь его герои из другой жизни. И из другой системы ценностей.
«Мне надоело иметь дело с идиотами. Есть все расширяющаяся пропасть между теми, кто знает о кино, и теми, кто дает фильмам ход. Ты появляешься в фильме, а потом понимаешь, что режиссер снял полную чушь», – говорил Шон Коннери.
Адаптироваться под веяния новых времен Коннери не захотел. Он покинул родину и с семьей улетел на Багамские острова, где и прожил до последнего дня своей жизни.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Новости кино