Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

13:30 26/11/2020
Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?
ФОТО : предоставлены Марией Набиулиной

Из глубины веков доходят до нас зашифрованные послания предков. Каждый народ пытается разгадать их в своем орнаменте, узоры которого считаются неким знаком отличия и своеобразным оберегом, защищающим от несчастий. Казахи украшали орнаментами юрты, одежду, ювелирные изделия, посуду, ковры. Древняя символика сохранилась до наших дней практически в первозданном виде.

«Конечно, существуют разные стороны понимания смысла орнамента, для кого-то важнее легенды и сказания, кто-то больше связывает его с восточными учениями, такими, как тенгрианство или ислам, кто- то хорошо знает рабочие названия традиционных элементов, придает им смысл оберегов или различает по родовой принадлежности. Думаю, что в этом нет противоречия, так как мир един и живет по единым законам, а взгляд с разных сторон только расширяет знание и понимание многогранности предмета», – рассуждает художница из Алматы Марина Набиулина. Вот уже почти 30 лет как она изучает орнаменты, занимаясь росписью национальных сувениров.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Еще будучи студенткой Марина решила подработать на каникулах на алматинском заводе «Зергер». Расписывала миниатюрные сувениры из дерева, да так девушку и затянуло. Для нее работа оказалась не просто ремеслом, а творчеством. Сегодня фирменные «казахские» матрешки от Марины можно встретить в самых разных частях света, а необыкновенной красоты расписная посуда может служить предметом гордости любого ценителя этники!

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«Процесс росписи интересный и в то же время трудоемкий, ведь это ручная работа. Прежде чем дойти до потребителя, изделие проходит несколько этапов обработки: заготовка из дерева грунтуется клеем, затем шлифуется шкуркой, потом наносится рисунок, дальше роспись разноцветными красками, и, наконец, роспись закрепляется лаком. То есть процесс кропотливый и требует большого терпения. Иногда идея приходит сразу и роспись идет очень быстро, а иногда что-то не нравится и тогда идет поиск. Бывает, что сначала расписываю что-то уже знакомым узором, а в процессе созревает новый замысел для следующей работы», – делится мастерица.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Народный орнамент таит в себе действительно очень большие возможности для новых находок и творчества. Это не застывшая схема, а постоянно развивающееся явление.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Изучив основные особенности, Марина создает свои неповторимые, авторские работы в казахском стиле. А когда в них есть индивидуальный почерк художника, то это еще интереснее. Причем алматинка, параллельно увлекаясь эзотерикой, замечает аналогии между элементами орнамента и таинственными знаками, о которых когда-то писал философ, мистик и путешественник Георгий Гурджиев.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«В работах Гурджиева много интересного о Пути и о том, что существовало древнее знание о Мире и его объективных законах. В одной из его книг «Рассказы Вельзевула своему внуку» есть глава о том, что когда-то существовало объективное знание о том, что оно было зашифровано в виде знаков и символов и передавалось через произведения искусства. Конечно, на эти слова невозможно опираться, как на научный источник, чтобы что-то доказывать. Книга больше напоминает фантастический роман, в котором многое нужно домысливать. И все-таки она произвела на меня настолько сильное впечатление, что захотелось узнать и посмотреть на такие произведения, но в самой книге о них не было сказано ни слова. В это время я как раз занималась сувенирами и много времени отдавала изучению и копированию костюмов, ковров и других изделий древнего искусства Казахстана. И однажды пришло понимание того, что здесь и есть те самые знаки и символы, о которых писал Гурджиев», – рассказывает Марина.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Так, по утверждению художницы, самый характерный и наиболее часто используемый ею знак казахского орнамента «Кошкармуйиз» есть не что иное, как графическое выражение «закона трех» или «закона движения». Закон действует во всех сферах жизни и роста и начинается с того, что всякое действие рождает противодействие. В физике этот закон известен как третий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны».

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«Для человека этот закон важен, прежде всего, как закон эволюции. Для развития необходима сила движения, сила движения всегда встречает противодействие в виде инерции, которая старается удержать на месте, проверяя на прочность намерение. Так, преодолевая препятствия, находя результирующую между стремлением и инерцией, происходит движение к новому. Посмотрите, даже внешне движение пловца напоминает древний знак. Движение руки рождает узор, который превращается в орнамент под действием законов симметрии. Думаю, что не случайно, именно этот элемент так часто встречается в казахском орнаменте, ведь движение – это самая важная черта жизни кочевника!» – говорит мастер.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

А каменные вертикальные столбы кулпытасы, часто богато орнаментированные, по мнению художницы – это символ соединения земного и небесного и соответствуют цифре один. Два – есть символ разделения мира на полярности, и его воплощение хорошо видно на старинных войлочных коврах сырмаках и текеметах, где основными были два контрастных цвета, например, темный и белый, как день и ночь. Символика числа четыре ясно прослеживается на крестообразных орнаментах в сочетании с элементом «кошкармуйиз».

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«Искусство орнамента вообще очень математично, оно основано на законах симметрии, а восточный орнамент особенно. Из всех наук именно математику можно назвать самой объективной. Думаю, что при желании здесь можно сделать еще немало открытий. Для меня же это открытие стало большим вдохновением и с тех пор сами собой стали появляться орнаментальные композиции», – рассказывает Марина.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Традиционный казахский орнамент немногоцветен. Особенно это заметно на коврах из войлока. Часто встречаются сочетания контрастных цветов: красный и белый, белый и черный, желтый и коричневый, как выражение идеи взаимодействия противоположностей, а между ними – средняя линия канта. Цвет обладает определенной символикой: белый – свет и чистота, черный – его противоположность, цвет земли, знак всего непознанного. Наиболее часто встречается красный цвет и все его оттенки: терракотовый, малиновый, пурпурный и т.д. Это цвет жизненной силы и страсти. Так, на саукеле невесты было принято прикреплять красный платок, а после замужества и рождения детей его заменял белый цвет кимешека или платка. Кроме того, красный цвет – это цвет одежды султанов из рода торе – чингизидов, поэтому его можно увидеть на вышитых мужских шапанах, калпаках и других предметах одежды и быта, многие из которых были переданы в дар султаном рода Чингисом Валихановым. Теперь они хранятся в музеях России, Казахстана и Германии. Главным ориентиром, говорит художница, для нее являются более разнообразные по цвету изделия с тамбурной вышивкой: тускиизы, шапаны, подушки, покрывала и др. Они отличаются особенной красотой.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Отличить исконно казахский орнамент от орнамента других восточных народов не сложно, считает художница. В ритме непрерывного движения кочевники сумели сохранить очень древние темы и мотивы, которые передавались на протяжении веков от мастера к мастеру. Его истоки можно найти в глубокой древности, начиная от геометрических орнаментов и петроглифов бронзового века и более сложных композиций древних саков, известных по раскопкам из курганов.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

«В отличие от узбекского, казахский орнамент более крупномодульный, в его строении много спиралевидных элементов, которые часто называют зооморфными. В основе композиции часто встречаются солярные знаки (крест, круг), квадрат или треугольник. А «изюминкой» можно назвать явление дипластии, взаимопроникновение и равенство фона и узора, когда один и тот же орнамент можно рассматривать с разных сторон и каждая из них будет самоценной. С одной стороны, при изготовлении такого сырмака происходила экономия материала, а с другой – заключала в себе глубокий смысл о равновесии противоположных начал», – объясняет алматинка.

Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников?

Такой дуализм, двойственность, где рядом с черным есть место белому, рядом со светом – есть место тьме, можно заметить в разных знаках. Спираль, вращающаяся по часовой стрелке, по движению солнца, символизирует этот мир. Все, что движется против движения солнца – потусторонний мир, мир мертвых. Это не просто красивые узоры. Это знание, зашифрованное в знаках и символах, которое влияло на жизнь кочевника, настраивая его на определенный лад гармонии с миром и Вселенной. И, может быть, из-за современного ритма жизни, в котором непросто найти баланс, люди все чаще возвращаются к традициям предков, находя в них сакральный смысл и ответы на многие тревожащие их вопросы?