Президент за решеткой. Второе дело Николя Саркози

19:37 03/10/2021

Бывшего президента Франции Николя Саркози приговорили к одному году лишения свободы. Все из-за того, что в 2012-м он потратил на свою избирательную кампанию в два раза больше денег, чем положено. Подробности уголовного дела в материале специального корреспондента «МИР 24» Глеба Стерхова.

Это видео модель и жена Николя Саркози Карла Бруни выложила сразу после оглашения приговора парижского суда. В тот вечер у нее было модное дефиле. Спустя пару часов – еще один пост. Трогательное фото. Вместо тысячи слов. «Ждуля» – так давно называют Карлу Бруни те, кто следит за процессом. На тюремном жаргоне – это пассия, которая «хранит верность и ждет любимого из мест заключения». Да, она такая. Но теперь с оговорками.

«Карла Бруни, скорее, «ждуля» самого процесса. То есть не нужно ждать своего мужа из тюрьмы, а ей просто надоело ждать окончания этого процесса, конца и края которому мы еще долго не увидим», – сказал независимый парижский журналист Артем Арифов.

А ждать «конца и края» им обоим предстоит в «золотой клетке». Улица Пьера Герена, 44. Восточная сторона знаменитого района Вилла Монморанси. Этакая парижская Рублевка. 16-й городской округ. Шесть проспектов, 120 домов. Полностью закрытая территория. В соседях нынешних и бывших сплошь звезды – Жерар Депардье, Милен Фармер, Джонни Холлидей. Это место еще называют «Золотое гетто миллиардеров». Скромных домов тут отродясь не было. Как и цен.

«Могу вам привести пример особняка, который сегодня находится в 16-м округе на продаже. Стоит 31 миллион евро, 1304 квадратных метра, 23 комнаты. У меня есть доступ, я сейчас вижу перед собой базу», – сказал директор агентства Paris Management Group Тогрул Алиев.

Причем эта «золотая клетка» еще получается и без замка. У Саркози всего-то домашний арест с небольшим аксессуаром впридачу. Вот такой электронный браслет с GPS наденут осужденному. Во Франции это устройство еще называют «стукач на лодыжке».

«Принцип следующий: человек носит электронный браслет, это предмет его распорядка, который установили судебные органы. Такой человек должен взять на себя обязательство никуда не выходить в определенные часы», – объяснил директор тюремной службы интеграции и пробации Франции Гийом Пиней.

Впрочем, говорят, шансов попасть в камеру у Саркози и так почти не было. Даже если бы сам попросился.

«Сейчас французские тюрьмы переполнены в среднем на 118%, а некоторые и больше чем на 200%. Поэтому количества свободных мест в тюрьмах просто нет», – отметил Артем Арифов.

«Когда бываю в Москве, иду в храм, целуюсь с бабушками»
А с электронным браслетом весь срок гуляй не хочу. Правда, с обязательством заранее уведомлять о маршрутах своих выездов или прогулок. Их разрешают в определенные часы. Во Франции это, как правило, стандартный рабочий день – с 10 утра до семи вечера. Ну и, конечно, ночевать надо – по адресу своего заключения, то есть по месту жительства. Французские депутаты уже иронизируют:

«Вот те самые застенки, в которых, благодаря смягчению приговора, Саркози будет отбывать наказание за нелегальное финансирование своей избирательной кампании», – сказала депутат Национального собрания Франции Клементина Отен.

Обвинение требовало для Саркози лишь полгода заключения. И еще столько же – условно. Плюс символический штраф – 3750 евро. Суд в итоге штраф отменил, а вот наказание увеличил до максимума – год! «Без всяких там условностей». Все по тому самому делу о превышении расходов на избирательную кампанию 2012 года. Когда Саркози второй раз хотел стать президентом Франции.

По версии следствия, Саркози потратил 43 миллиона евро на агитацию избирателей. В два раза больше, чем разрешено законом. О перерасходе знал, но пытался скрыть, списав траты на другие нужды. Да еще давил на следствие и пытался подкупить прокуратуру. Итогом стали признательные показания фигурантов по делу. Еще 13 человек из команды Саркози оказались на скамье подсудимых, получили реальные сроки и большие штрафы.

Уголовная сага обещает быть длинной. Ведь за политиком тянется шлейф и других разбирательств, каждое из которых грозит взорваться новым скандалом и новым приговором.

«В целом набегает 10 лет плюс миллион евро штрафа. И полное крушение политического имени и репутации Саркози», – считает проректор по научной работе, заведующая кафедрой внешней политики РГГУ Ольга Павленко.

Главная надежда прокуроров – посадить Саркози по-настоящему по так называемому делу о «Миллионах Кадаффи». Речь о «ливийском досье». О том, как еще в начале «нулевых» агитацию на первый и единственный президентский срок Саркози спонсировал ныне покойный руководитель Ливии Муаммар Каддафи. 50 миллионов евро подарил. Часть денег перевели через оффшоры, часть привезли самолетом в чемодане. Обо всем этом уже дают показания сын Кадаффи Саиф аль-Ислам и местные финансисты. Суть одна: тот, мол, деньги взял, а расплатился бомбами. Как известно, во время военного вторжения в Ливию ВВС Франции активно помогали США разгромом закончить войну.

В 2011-м Муаммар Кадаффи был ликвидирован, а страна погрязла в хаосе и кровопролитии. Впрочем, и здесь Саркози показаний не меняет – денег не брал. Стоять на этом будет до конца.

«У меня много недостатков, но все, о чем я думаю, видно на моем лице. Я не лжец! Я боец!» – заявил Николя Саркози.