«Таких, как Зоя, было множество»: историки – об уникальности подвига Космодемьянской и массовом героизме

20:52 05/12/2021

Победа в Великой Отечественной – это не только героический подвиг тех, кто оказался на передовой. Были и так называемые бойцы невидимого фронта – многочисленные партизанские отряды и диверсионные группы, которые ковали Победу в тылу врага. Подробнее – исторический обозреватель телеканала «МИР 24» Дмитрий Барбаш.

Московская область. Деревня Петрищево. Об этом месте весь мир узнал в январе 1942-го, когда в газете «Правда» вышел очерк о подвиге девушки-комсомолки, которая не выдала своих и была казнена немцами. На допросе она назвалась Татьяной. И только позже стало известно ее настоящее имя – Зоя Космодемьянская.

«Когда ее поймали, привели к нам в дом. Мы сразу на печку, две сестры и я. И смотрели в дырочку, что там будут немцы с ней делать. А мы не знали, кто это, мужчина, женщина. А потом немцы, когда ходили вокруг нее: «Фрау партизан, фрау партизан». Значит, женщина», – рассказал житель деревни Петрищево Юрий Седов.

Осень 1941-го. После окружения под Вязьмой Красная армия потеряла порядка 380 тысяч убитыми и ранеными. Еще 600 тысяч попали в плен. Ситуация под Москвой критическая.

Но еще раньше за линию фронта ушли первые диверсионные отряды. Перед началом войны Сталину предлагали план развертывания таких групп в тылу предполагаемого противника. Но он тогда отмахнулся. И только в июне 1941-го нарком НКВД Лаврентий Берия убедил вождя.

«В августе пешим порядком в Могилевскую область отправился отряд, возглавляемый Дмитрием Николаевичем Медведевым. И он действовал, начиная от государственной границы, более шести месяцев, естественно, причиняя массу беспокойства всем транспортным подразделениям вермахта», – отметил историк спецслужб, кандидат юридических наук Олег Хлобустов.

Такие отряды формировали и осенью в Москве. Их задача – создать невыносимые условия для противника.

«Это были и НКВД СССР, и ГРУ Красной Армии. Кроме специально созданных, уже подготовленных подразделений, были еще школы и курсы по подготовке разведчиков-диверсантов. Буквально с колес, что называется, прямо после выпуска курсанты этих школ выходили на выполнение заданий», – рассказал доктор исторических наук, профессор Александр Зданович.

Бойцом одной из таких групп, которая входила в состав разведуправления Генштаба, была и Зоя. Отбирали туда только добровольцев.

«Были учетные организации райкомов и первичных комсомольских организаций, где стояли на учете, как правило, молодые ребята. Нужны были люди крепкие физически. Потому что условия действия таких групп – буквально на выживание», – пояснил Александр Зданович.

В некоторых случаях на подготовку отводилась всего неделя.

«Это тренировки на местности, маскировка в условиях открытой местности, маскировка в лесу, как не привлечь внимание костром, дымом. Как обращаться с оружием, гранатами», –сказал Олег Хлобустов.

На каждый рейд за линию фронта ставилась своя задача. С собой только самое необходимое. В тыл такие группы уходили налегке.

«Они получали две бутылки с зажигательной смесью. Револьвер «Наган», нож. Вот и все. Им нужно было уничтожить поставленную перед ними цель – фактически. И попытаться вернуться», – рассказал историк спецслужб Андрей Ведяев.

Бок о бок с группами армейской разведки за линией фронта действовали и диверсионные отряды НКВД СССР. Большинство из них формировались на базе Отдельной мотострелковой бригады особого назначения. Базой стал стадион «Динамо». Ее костяк – спортсмены-разрядники и молодые чекисты.

«Это были изученные люди, давно подобранные, имели оперативную и агентурную подготовку. И они могли совершать обдуманные операции, и я бы сказал даже, действовать с некоторым размахом», – считает Александр Зданович.

«Мамуська, а что такое герой? Я знаю, но только не совсем».

Этот фильм вышел на экраны в 1944-м году. Рассказ о короткой жизни комсомолки Зои Космодемьянской.

«Комсомолец обязан быть беззаветно преданным Родине и быть готовым отдать за нее все свои силы. А если понадобится, и жизнь».

Первым заданием для группы Зои было минирование дороги. С ним диверсанты справились успешно. Второе – уничтожить дома, где квартировали гитлеровцы в Петрищево.

«Там предполагалось наличие немецкого радиоцентра, в том числе и разведывательного. И была поставлена задача его уничтожить. Попутно действовал приказ от 17 ноября – сжигать все постройки, в которых немцы могут укрываться, потому что было очень холодно», – рассказал Андрей Ведяев.

27 ноября 1941 года Зоя подожгла конюшню и три дома, где находились немецкие связисты. Через день она была схвачена при попытке нового поджога. Немцам помог местный житель.

«Находились отдельные негодяи. Но основная масса, конечно, поддерживала. Иначе эти группы не смогли бы действовать. Вы можете себе представить, если бы все пошли в немецкую полицию или докладывать наступающим немецким частям, что вон там группа оперирует, в лесу скрывается. Ну как бы они тогда вообще действовали?», – сказал Александр Зданович.

Потом были допросы, пытки, казнь. Юрий Седов – очевидец тех событий.

«Когда уже выгнали к виселице, мы смотрели, все видели. Мы бегали, пацаны, что мы там соображали. Потом она говорила, выступала. Но нам это было не понять», – вспоминал Юрий Седов.

«Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Это были последние слова Зои Космодемьянской.

«В одни и те же дни масса людей совершили аналогичные подвиги, как Зоя Космодемьянская. Многие стали Героями Советского Союза. Это говорит о том, что это было нужно в тот момент, это наносило серьезный урон немцам», – подчеркнул Андрей Ведяев.

Космодемьянская – первая женщина-герой Советского Союза. Ее имя стало одним из символов Великой Отечественной. Красноармейцы писали на бомбах, минах и броне танков: «За Зою!».