23 декабря президент России Владимир Путин провел 17-ю большую пресс-конференцию. Она продлилась 3 часа 56 минут. Всего главе государства задали 55 вопросов. Были затронуты самые важные вопросы, которые волнуют сегодня российское общество. Подробности – в материале обозревателя «МИР 24» Анны Деркач.
Маски, три отрицательных ПЦР-теста, безопасная дистанция. Казалось бы, что еще нужно, чтобы не пустить коронавирус на пресс-конференцию президента. На входе в «Манеж» установили инновационные кабинки. Всех входящих журналистов обрабатывают частичками серебра. На пресс-конференцию, как на Кремлевскую елку, – в ярких нарядных костюмах. В «Манеже» все национальное богатство России: от южан калмыков до гостей из мирового полюса холода – Якутии.
Президент обошелся без вступительного слова. Сразу перешел к вопросам. Два года продолжается война с ковидом. Достойно ли справляется Россия?
«Наша экономика оказалась более мобилизованной и готовой к таким шокам, чем многие другие развитые экономики мира. Работа правительства и работа Центрального банка заслуживает, будем вести себя скромно, удовлетворительной оценки», – сказал президент.
Есть ли в правительстве любимчики? Журналисты намекают на Шойгу. Именно с ним Владимир Путин каждое лето проводит отпуск. А вот премьера в их компании никогда не видели.
«Если мы еще и Мишустина будем брать с собой… Помните старый еврейский анекдот: «А кто в лавке-то останется?» Кто работать-то будет?» – пошутил Владимир Путин.
Итоги работы правительства в цифрах. ВВП, занятость и средняя зарплата подросли. Уровень коллективного иммунитета достиг 60%. Правда, нужно 80-90%, считает президент. Коронавирус и так украл у россиян почти полтора года жизни. На столько сократилась ее средняя продолжительность.
«В этой связи обостряется одна из важнейших проблем в сфере демографии. 146 миллионов для такой огромной территории совершенно недостаточно. И с экономической точки зрения. У нас же рабочих рук не хватает. Так что сбережение народа, о котором говорил Солженицын, становится и является одной из важнейших задач и одним из драйверов роста», – заявил российский лидер.
Одним из таких драйверов должна быть поддержка многодетных. С 2012 года им полагаются бесплатные участки под строительство. Но земли часто выделяют прямо в чистом поле, без коммуникаций. В Татарстане так живет целый поселок. В семье Курбановых шестеро детей. После рождения пятого решили расширяться. Продали двушку в родном поселке, построили дом на участке от государства. Так и живет многодетная семья без дорог и газа, отдавая детские пособия за электричество.
Благоустроить район, по словам чиновников, мешает бюрократия. Решение о газификации якобы принимают на более высоком уровне. Впрочем, это не помешало провести газ и дорогу к новому спорткомплексу. Сюда играть в волейбол приезжает глава района.
«Огромные деньги выделяются на развитие инфраструктуры. Нужно просто вписать эти потребности в реализацию проектов, в том числе по поддержке многодетных семей», – добавил президент России.
О поддержке пенсионеров – вопрос из Пензы. Индексацию выплат съедает инфляция. Президент обещает решить вопрос. В том числе для доходов военнослужащих.
Свою пенсию Надежда Лямина тратит на квартплату и лекарства. А мечтает слетать на море или съехать, наконец, из своей усадьбы. Постройка XVIII века на роскошные палаты давно не похожа.
«Вот стена рушится. Вот трещина, она ползет и ползет. Там за шифоньеркой вообще кошмар. Тронешь и упадет, рассыплется. За шифоньером дует, я туда вот запихала», – посетовала женщина.
В этом доме гостил композитор Сергей Рахманинов. Теперь это культурный памятник. Снести его и построить высотку просто так нельзя. Надежда с мужем Владимиром буквально заложники истории.
«XXI век на дворе. У нас туалет почти на другой улице. Метров 100, наверное, до него. Моемся мы вот – у нас тут уголок», – показала Надежда Лямина.
В стране действует программа расселения. Она финансируется из бюджета. В этом году новые квартиры получили почти 100 тысяч человек. До 2024 года получат еще полмиллиона. Но жилой фонд ветшает постоянно. Президента просят продлить программу.
Расселять есть куда. В прошлом году построили 90 миллионов квадратных метров жилья. Рекорд новейшей истории России. Дешевая ипотека помогла решить квартирный вопрос тысячам российских семей. Правда, и здесь обнаружились проблемы.
«Стоимость однокомнатной квартиры достигла восьми, девяти, 10, даже 12 миллионов рублей. Народ просто бежит с Дальнего Востока», – сказала журналист Ирина Трофимова.
«Дальний Восток требует к себе особого внимания, это комплексная работа: не только прекратить депопуляцию, а, наоборот, сделать жизнь на Дальнем Востоке привлекательной в современных условиях. Еще недостаточно этой поддержки, но мы будем это дальше толкать», – сказал глава государства.
«Возник некий период, когда муниципалитеты говорили о том, что очень дорого покупать уголь», – задала вопрос президенту Александра Черданцева из Барнаула.
Семье Гладковых снова пришлось вспомнить, что такое спать в одежде. Этой осенью на Алтае случился дефицит угля. Жители не могли купить топливо в своем районе. Пришлось втридорога заказывать в республиканском центре.
«Мы у соседей занимали мешок угля, у родственников. Не в нашем районе мы купили этот уголь! Нам теплее стало! Ребенок первый раз лег в ночнушке спать! А не в сапогах и не в кофтах!» – сказала жительница Алтайского края Наталья Свечникова.
«Каждый год я беру кредит, чтобы выгрузиться, отдать. Но если бы и в этом году мне пришлось брать, спасибо детям, я бы не рассчитались. А в этом году мне дали бы или нет, не знаю, потому что у меня там еще висит кредит на жизнь!» – добавила жительница Локтевского района Алтайского края Надежда Елистратова.
Дефицит угля ощутили не только на Алтае. Проблемы даже в угольной столице – Кемеровской области. Причина – большая часть топлива уходит за рубеж. А та, что остается, местным тепловым компаниям не по карману.
«Деньги где-то надо находить муниципалитетам», – говорит журналист. «Естественно. Вы знаете, у нас же для этого существуют субсидии. Просто надо было своевременно реагировать на объемы закупок и на работу с компаниями. Поэтому это просто упущение муниципалитетов и региона», – прокомментировал президент.
Замерзали на этой неделе и жители Улан-Удэ. На ТЭЦ-1 произошел пожар. В регионе объявили режим ЧС. Об аварии тоже рассказали президенту. «Почти половина города осталась без горячей воды и отопления», – сказала журналист.
«Что касается ТЭЦ, то мы сейчас поразбираемся. Закончим работу, обещаю Вам, прямо сейчас, после окончания пресс-конференции выясню, что там происходит и чем нужно помочь», – отреагировал Путин.
Аварию устранили на следующий день. На ТЭЦ заработали пять из шести котлов. Но местные власти хотят на всякий случай закупить 500 мобильных обогревателей, если будет нужно, поставят их жителям под елочку. На улице все-таки минус 30.
Ждали президента и не очень серьезные вопросы. Например, про одного юриста из Петербурга. Он подал в суд на Деда Мороза, который 23 года не исполнял его желание. Владимир Путин, кажется, догадался почему.
«Поскольку я тоже юрист, я могу выступить адвокатом Деда Мороза и напомнить истцу, что Дед Мороз исполняет желания и дарит подарки только хорошим девочкам и мальчикам. Пусть он проанализирует свое поведение. Поздравляю вас всех с наступающим Новым годом и желаю вам всего самого хорошего!» – резюмировал глава государства.
Читайте также:
- Подведение итогов: главные события 2021 года в мире
- Путин призвал сразу платить северные надбавки ученым на арктических территориях
- Песков: Путин удовлетворен прошедшим накануне общением с журналистами
- ВЦИОМ: Россияне назвали Владимира Путина политиком года
- Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина. Главное
Подробнее в сюжете: Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина