«Три дня я европеец, три дня – азиат»: жизнь и творчество режиссера Рустама Ибрагимбекова
На этой неделе умер сценарист культовой кинокартины «Белое солнце пустыни» Рустам Ибрагимбеков. Ему было 83. Рустам Мамедович был председателем художественного совета телерадиокомпании «МИР».
«Белое солнце пустыни» – и по сей день лучший истерн всех времен и народов. Редкий случай, когда реплики из кино вспоминаются прежде картинки, когда сценарист первым в точку попал.
Рустам Ибрагимбеков за сценарий взялся в 1969-м, в соавторстве со своим коллегой Валентином Ежовым. Выпускник Азербайджанского института нефти и газа, понявший, что недра литературы ему ближе, чем недра земли. За плечами – высшие курсы сценаристов. Он уже кое-что пишет, кое-где печатается. Но как автор мало кому известен. А стал исполнителем воли народа и партии.
Стране требовалось захватывающее кино. И чтобы не хуже «Неуловимых мстителей». За сценарий фильма он позже получит премию Ленинского комсомола и путевку в жизнь классиков отечественного кинематографа. За то, что сумел главное донести.
Год спустя Ибрагимбекова познакомили со студентом режиссерского факультета ВГИКа Никитой. И его сценарий как нельзя подошли к дипломной работе Михалкова. Драма о конце Великой Отечественной. 1944-й. Финал борьбы большого и единого, многонационального народа против гитлеровцев.
С тех пор за ним закрепилось кредо автора тонкого и философского, разбирающегося в многонациональной теме. Сам сценарист потом написал о своем распорядке: «Три дня я европеец, три дня – азиат. А на седьмой день недели я размышляю, кем быть лучше». Об этом и «Урга – территория любви». О том, как сердцем можно на любых языках говорить.
В общей сложности Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков – автор более полусотни художественных и телевизионных фильмов, а его пьесы ставили в сотне театров разных стран.
Где кино, где театр, там и телевидение недалеко. В 90-х народный писатель Азербайджана и заслуженный деятель искусств России Рустам Ибрагимбеков помогал взрослеть молодому межгосударственному телеканалу «МИР». Он был председателем художественного совета. Представлял интересы не только родного Баку, всего Содружества.
После распада Советского Союза и до конца жизни Ибрагимбеков старался сохранить связь между деятелями киноискусства суверенных стран. Многие годы руководил Конфедерацией союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии. А еще жил буквально на разрыв. От фестиваля к фестивалю. На три страны, на три города – Москва, Лос-Анджелес, Баку.
Все юбилеи старался отмечать на Родине. А теперь он навсегда вернется в родной город. Рустам Ибрагимбеков завещал похоронить его в Баку, рядом с могилами предков.
«Мне совершенно все равно, что будут думать о моих сочинениях, и чрезвычайно важно, что будут думать обо мне, как о человеке. Я помню, в детстве отец друга говорил, что жизнь надо прожить так, чтобы на ваши похороны пришли приличные люди. Вот это для меня очень важно», – говорил Рустам Ибрагмбеков.