Не долларом единым: когда и почему появилась традиция торговать за американскую валюту?

18:59 20/03/2022
Не долларом единым: когда и почему появилась традиция торговать за американскую валюту?

Российские экономисты говорят о начале процесса дедолларизации. Идея очень проста: внутри страны все работает в рублях, внешняя торговля переходит с американской валюты на национальные. Когда и почему появилась традиция торговать за доллары? Исторический ликбез политического обозревателя «МИР 24» Романа Никифорова.

Золото как универсальное платежное средство. Использовать его при сделках начали еще в Древнем Египте. А в античный период уже чеканили золотые монеты. Но единый золотой стандарт появился только в середине XIX века. Тогда к этому редкому, пластичному и долговечному металлу привязали все основные мировые валюты. Банкноты для внутреннего рынка, слитки – для внешнего. Было удобно, пока торговый бум не начался: в XX веке система уже не справлялась.

«Во время Великой депрессии, где-то в 1930-х годах, внезапно обнаружили, что управлять при помощи металла, которого ограниченное количество и который тяжело перевозить из одной страны в другую, было бы очень неудобно», – сказал директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Российской экономической школы Олег Шибанов.

Договориться о новых правилах удается ближе к концу Второй мировой. В июле 1944-го конференция в американском городке Бреттон-Вудс. Участвуют более четырех десятков стран – члены антигитлеровской коалиции. Две мировые войны сильно ослабили Европу и усилили Америку.

«К 1944 году стало ясно, что роль Британии довольно небольшая в экономике, что 70% мировых запасов золота лежит в США. Что США – это главная экономика, она была готова взять на себя функцию восстановления», – отметил заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зарубежные бренды хлопнули дверью: кто ушел с российского рынка на самом деле?

По итогам конференции и появляется бреттон-вудская система, где ключевой мировой валютой становится американский доллар. Именно он теперь и конвертируется в золото. Соглашение жестко фиксирует цену – 35 долларов за тройскую унцию, то есть 31 грамм благородного металла. Остальные валюты уже привязаны к американской. Центробанки стран должны держать стабильный курс с отклонением в процент. То есть печатать свои деньги в зависимости от долларовых запасов. Удерживать курс им помогает Международный валютный фонд. Создается и Международный банк реконструкции и развития для долгосрочных кредитов. Активы двух новых финансовых институтов вскладчину. Но при этом не менее половины общего золота будет храниться в США.

Советский Союз в конференции участвует, документы подписывает, но позже не ратифицирует. Проблемы в деталях. Например, не проходит советская поправка о снижении взносов наиболее пострадавших от войны стран хотя бы на четверть. Плюс разница в концептуальных подходах. Но даже без СССР в соглашении есть противоречия.

Проверить систему на прочность в середине 1960-х решил генерал Шарль де Голль – президент Франции. Он потребовал от США реального обмена долларов на золото. И речь шла о колоссальной по тем временам сумме – полутора миллиардах. Де Голль, памятник которому в Москве расположен около гостиницы «Космос», первым доказал, что при серьезных перегрузках доллар вполне может стать невесомым.

Лидер свободной Франции добивается своего: после долгих препирательств с американцами возвращает домой первую партию золота. А затем продолжает. И из пяти миллиардов резервов в банкнотах оставляет только 800 миллионов. Вслед за французами подтягиваются и другие желающие обменять бумажки на полновесный металл. Впрочем, и самим американцам система уже не так нравится.

«США не могли девальвировать доллар в отношении других валют. Конец 1960-х годов, война во Вьетнаме. В США начал формироваться дефицит платежного баланса. Им просто нужно девальвировать собственную валюту или останавливать свою экономику», – сказал Александр Абрамов.

Не работать же себе в убыток. А потому американцы просто отменяют в одностороннем порядке взятые обязательства. Постепенно. В 1971-м президент Ричард Никсон объявляет о запрете конвертации золота в доллары для иностранных Центробанков. Затем повышает фиксированную цену золота на три доллара, а потом еще на четыре. И в 1976-м после новой конференции на Ямайке официально объявлено: бреттон-вудская система мертва, да здравствует ямайская. Со свободным курсом валют, который устанавливают не государства, а рынок. И золото здесь уже ни при чем.

Форт-Нокс, конечно, в реальности никуда не делся. Но теперь местное золото – просто рыночный товар, не гарант мировой стабильности, а актив американской экономики. И доллару ничего не угрожает. За долгие годы он уже давно стал основной резервной валютой в мире. И что удобно, в отличие от золота его можно производить сколько угодно. Открывается эра вечной инфляции.

При таком раскладе мир периодически сотрясают финансово-экономические кризисы. США решают свои проблемы просто: включают печатный станок. И входят во вкус. Вот в разгар пандемии только за один 2020 год напечатаны почти четверть всех существующих долларов – девять триллионов.

«Бесконтрольная эмиссия мировых валют не может бесконечно продолжаться. Просто не будет достаточного спроса на подобные финансовые инструменты», – сказал доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ Максим Чирков.

Действительно, в феврале текущего года инфляция в США обновляет 40-летний рекорд – 8%. В марте ситуацию усугубляют новые санкции против Москвы.

«Самое грозное оружие в арсенале антироссийских санкций – замораживание московских валютных резервов в других Центральных банках. К подобному шагу пока не прибегли во всеобъемлющем масштабе. Если же в результате такого обращения с деньгами суверенной России возникнут опасения, что Вашингтон в любой момент может конфисковать валютные активы и других стран, такой подрыв доверия серьезно навредит доллару», – заявлял экономист Хенрик Мюллер.

А ведь речь идет о шестой экономике мира по паритету покупательной способности. И четвертой – по золотовалютным резервам. Параллельно США ведут затяжную экономическую войну с лидером этих рейтингов – Китаем. И Китай делает выводы: к западным санкциям не присоединяется.

«Китай всегда выступает против применения санкций для решения проблем и еще активнее выступает против односторонних санкций, которые не имеют под собой оснований в международном праве, что наносит ущерб средствам к существованию людей во всех странах», – заявил министр иностранных дел КНР Ван И.

И настроен Пекин решительно. «Мы никогда не примем никакого внешнего принуждения и давления. Время докажет, что Китай, занимая такую позицию, находится на правильной стороне истории», – отметил глава МИД Китая.

А пока продвигает свою валюту. Электронную: цифровой юань.

«Для начала внутренний рынок переходит на эту электронную валюту. Зарплата в ней платится. И по сути дела уже 15 городов в Китае во время последней Олимпиады перешли на такие оплаты», – добавил директор института стран Азии и Африки Алексей Маслов.

Навстречу Пекину идут страны, которые традиционно считались союзниками США. Вот, Саудовская Аравия вроде как готова продавать нефть за юани.

«Байден пытается всеми силами увеличить приток нефти на мировые рынки. И в связи с этим ведет переговоры с Ираном по практически полному снятию санкций. Для суннитских государств, прежде всего, для Саудовской Аравии, это тоже военная угроза, с одной стороны. А с другой, это такой символ предательства со стороны США», – отметил профессор политологии университета Теннесси (США) Андрей Коробков.

К взаиморасчету в национальных валютах готова и Россия. И не только с Китаем. Ведет переговоры и со второй по численности населения страной мира – Индией. И, разумеется, внутри Евразийского экономического союза. К работе привлекают Межгосударственный банк, учрежденный членами СНГ.

«Механизм такой создан. Он находился в достаточно неактивно востребованном положении. Теперь руководитель банка доложил, что все готовности есть, компетенции обеспечены. Каждая страна будет решать, с какими аспектами больше взаимодействовать с учетом уровня товарооборота, который существует между странами», – сказал заместитель премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко.

В перспективе ЕАЭС может объединить усилия с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Речь уже идет о новой безналичной валюте, построенной на паритете рубля, юаня и рупии.