Вместо холста – красная глина. Сухроб Саидов художник-керамист, скульптор и гончар. По древней технологии мастер не рисует орнамент, а вырезает. Наносит краску и собирает рисунок, как мозаику. Мастер изготавливает разнообразную национальную посуду, подсвечники, фигурки людей, птиц, колокольчики, обереги, вазы и многое другое. Изящество линий, витиеватые узоры и колоритные орнаменты, а также уникальная техника исполнения выделяют его среди других керамистов страны.
«Я начал тщательно изучать то, что делали наши предки. Из каждой эпохи я хотел извлечь лучшие технологические элементы, лучшие традиции национальной керамики. Я из каждой эпохи собирал технологию по кирпичику и хотел ее подать в современном виде», – говорит мастер.
Сухроб Саидов закончил Ивановский химико-технический институт в России, много лет проработал инженером-технологом в Душанбе на заводе по производству керамики. После развала СССР он ушел с производства и решил зарабатывать на жизнь гончарным делом. Как признается мастер, вначале он хотел проверить себя – сможет ли воплотить на деле свои теоретические знания. На процесс подготовки ушло три года. Двустенные чайники, статуэтки, лампы и барельефы – мастер занимается керамикой малых форм уже более 30 лет. Каждое изделие не больше 17 сантиметров. Ему важно рассчитать пропорции и диаметр, а также учесть место в печи. Максимальная температура обжига – 980 градусов. При малейшей ошибке заготовка будет безвозвратно испорчена.
«У меня шаблона нет. Обычно рисунок делается на бумаге, на кальке. Потом переносится. Но я сразу на глине делаю орнаменты. Поэтому у меня одинаковых вещей не получается, даже если я захочу. У меня есть возможность все время делать что-то новое», – говорит Сухроб Саидов.
После просушки керамики Сухроб раскрашивает ее глазурью. В Таджикистане ее не производят, поэтому приходится заказывать за границей. Раскраска – долгое и рискованное дело. Иногда мастеру попадается некачественный краситель, и тогда вся партия керамики идет на выброс.
80% времени у художника уходит на подготовительную работу – найти сырье и материалы, приспособить их к тому, что он делает. И лишь 20% времени у него остается на творчество, на работу.
Самая известная работа мастера – «Лампа Аладдина». За нее Сухроб Саидов получил знак качества от Юнеско – за неповторимый почерк и уникальность. Еще один диплом от Международной организации «За качественную работу», а Союз ремесленников Таджикистана объявлял его «Лучшим ремесленником года».
«То, что я делаю, можно использовать в быту. В чайные наборы и вазы можно наливать воду. Аромалампы можно использовать для ароматизации помещения, аромакулоны для ингаляции», – рассказывает художник.
По словам мастера, на создание каждой работы уходит от нескольких дней до двух-трех месяцев, все зависит от сложности исполнения и идеи изделия.
В работах мастера преобладают только три цвета: зеленый, черный и красный. Ограниченная палитра, по признанию художника, связана с довольно высокой ценой на краски, которые он закупает в России и Беларуси. В зависимости от окиси железа краски могут менять свой цвет. Также используется цвет самой глины. Чтобы придать ему дополнительную насыщенность, мастер пропускает глину через очень мелкое сито.
Сухроб Саидов – лауреат многих конкурсов, частый гость ярмарок и выставок. Керамика для Сухроба – больше чем просто профессия. Приобретенные знания очень помогли ему в дальнейшей деятельности. Творчество пронизывает всю его жизнь, потому что керамика сочетает в себе различные виды искусства: живопись, графику, скульптуру. «Синтез этих направлений – основа моих работ», – отметил художник.
Читайте также:
- Коллекция Российского этнографического музея: чем примечательна таджикская керамика
- Руки мастера: в Таджикистане возрождают искусство керамики
- Пряслица, браслеты и керамика: в Москве нашли украшения и предметы времен становления города
- На раскопках у кинотеатра «Художественный» нашли керамику XVI века
- Керамика IV века до нашей эры обнаружена у Крымского моста
Подробнее в сюжете: Свое ремесло