Гахвора, или колыбель с чудесами: как в Таджикистане хранят вековые традиции
20:46 31/08/2022Гахвора – это национальная колыбель. На протяжении нескольких веков ее используют в таджикских семьях. Эта традиция жива и сегодня. Причем не только в сельской местности, но и в городах.
В каждом регионе есть свои именитые мастера, занимающиеся изготовлением гахворы. Это целые семьи, которые веками вырабатывают свое мастерство. Их колыбели отличаются. У одних она собрана без единого гвоздя и шурупа, у других складная, чтобы удобнее было довезти до дома. Люльки разноцветные – радужные или с минимальным использованием красок. Например, на черной основе красные и зеленые узоры. Кстати, расписывают гахвору в основном женщины. А еще популярностью сейчас пользуются резные. Это вверх мастерства.
Но всегда гахвору делают из черной ивы. Это дерево отличается своим качеством: мягкая, легкая и не имеет запаха, что особо важно для малыша. Она успокаивает и расслабляет. Древесину мастера заготавливают исключительно весной, когда насекомые-вредители еще не успели испортить дерево. В дело идут только трехлетние деревца. Это трудоемкое ремесло. На одну гахвору уходит неделя.
Традиционная национальная колыбель есть практически в каждой семье. Ведь это символ того, что в доме будет много детей. Ее дарят молодоженам родители жены, когда у них рождается первенец. И это не просто покупка колыбели. Теперь, чтобы уложить туда младенца, необходимо провести некий обряд. Это древняя традиция, которая дожила до наших дней, правда, уже не празднуется так широко как раньше. Скорее, это дань предками.
Гахворабандон – укладывание ребенка в колыбель. Сначала всем присутствующим раздают конфеты. Это пожелание счастья и достатка малышу. Сладость съесть надо обязательно.
Первый раз ребенка в люльку укладывают в пятнадцатидневном возрасте. Делает это старейшая из женщин в роду, обычно это бабушка или прабабушка. Она спрашивает у присутствующих, с какой стороны класть: справа или слева? Женщины будто подсказывают – справа. И так повторяется три раза.
Раньше в колыбель помещали несколько символических предметов: нож или камень – как силу и долголетие; расческу –как символ защиты от всего злого; и зеркало – это мудрость и красота. Сегодня традиция сохранилась, но упростилась. Часто под подушку ребенку кладут кусок лепешки и священные письмена. Так родители хотят защитить и уберечь свое чадо. Поэтому колыбель не качают ногой. Это считается грехом. Есть еще несколько правил. Нельзя качать пустую гахвору, держать ее раскрытой и поднимать одновременно двоим. Если в ней спит ребенок, колыбель не должна стоять в центре комнаты.
Есть еще одна традиция. После того как ребенка уложили, мама должна спеть ему колыбельную песню – Алла. Они всегда оптимистичные, звучат как напутствие и пожелание всего доброго. Считается, что так ребенок впервые слышит голос матери, запоминает его и впитывает все сказанное с первой буквы. Это некая связь между младенцем и матерью.
Вроде простая колыбель, но в ее чудеса верят. Продавать использованную гахвору нельзя, только отдавать нуждающимся. Это считается благим делом. А бездетные семьи на время берут колыбели многодетных пар, чтобы Всевышний даровал им ребятишек.
Гахвора – это наследственная реликвия, так как ее передают из поколения в поколение. От мамы к дочери, затем к внучке и так далее. Встречаются колыбели, которым за сотню лет. Их хранят в доме как символ счастья и благополучия и продолжения рода.
Фото: Зарина Абдуназарова, МТРК «МИР»
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет