От овечки Долли до буренки Цветочек: клонирование животных ставят на поток

19:16 22/01/2023

Генная инженерия в наши дни творит чудеса. К примеру, позволяет выводить новые сорта растений, сохранять популяцию исчезающих животных, клонировать лучшие экземпляры. О последних достижениях на генном уровне рассказывает обозреватель «МИР 24» Максим Красоткин.

В подмосковном коровнике родилась, а теперь набирает вес сенсация в мире науки. «Вот оно – будущее российской генетики. Игривое и с хорошим аппетитом. Если не брать во внимание научное открытие, то это простой теленок. А вот мама его не такая как все. Буренка по кличке Цветочек свой жизненный путь начала в пробирке», – отметил журналист.

Эксперимент провели сотрудники института животноводства имени Льва Эрнста, отца известного медиаменеджера. Под микроскопом – не дублирование функций природы, а ее обман. В клонировании участвует только одна половая клетка. Вторую может заменить ядро от любой другой. Именно там содержится генетическая информация о том животном, которое хотят клонировать.

«Позволяем яйцеклетке развиваться самостоятельно. Мы забираем у нее как бы свой мозг, подсаживаем донорскую клетку, говорим: «Ничего у тебя не произошло, это твое. Как было твое, так и осталось, мы временно забирали». Подсадили и дальше этот мозг, в кавычках, начинает диктовать условия развития этой яйцеклетке», – рассказал научный сотрудник лаборатории экспериментальной эмбриологии Всероссийского института животноводства им. Л.К. Эрнста Александр Лопухов.

Когда клетки вырастают в эмбрион, его подсаживают суррогатному животному. Кстати, мама Цветочка живет тут же, в одном вольере. Теперь она бабушка. Ее внучку назвали Декабристкой не потому, что ради науки далеко пойдет, просто родилась под Новый год.

«Была такая опасность, что это произойдет 31 декабря и, конечно, Новый год был бы необычным. Мы бы его встречали на ферме», – отметила заведующая лабораторией экспериментальной эмбриологии Всероссийского института животноводства им. Л.К. Эрнста Галина Сингина.

Декабристка хоть и появилась естественным путем, почти клон клонированной мамы – такой же окрас и игривый характер. Ее рождение допускает возможность, что в будущем животные из пробирки смогут воспроизводить сами себя, появятся целые популяции и породы.

«Мы рассматриваем технологию клонирования применительно к сельскохозяйственным животным не как способ воспроизводства лучших особей, мы рассматриваем эту технологию как основную платформу для геномного редактирования», – пояснила директор Всероссийского института животноводства им. Л.К. Эрнста Наталия Зиновьева.

Это значит, в животное можно заложить нужные человеку характеристики: устойчивость к болезням, большую мясистость или, вообще, получить породу, дающую молоко, безвредное для аллергиков. Нужный набор генов задается в лаборатории и навсегда остается в клонированных животных и их потомках. Но на это нужно время, ведь каждая особь ручной работы. Из ста клеток может прижиться одна и то не факт.

«Сначала эти клетки должны у нас созреть в лаборатории. Не все созревают. Дальше эти клетки мы прокалываем. Какие-то не переживают, ведь мы вмешиваемся, удаляем, разрываем оболочку. Дальше – слияние. Электрический ток тоже не все переживают, то есть на каждом этапе идет отсев», – рассказал Александр Лопухов.

В случае с овечкой Долли, первым клонированным млекопитающим, из 277 клеток результат дала только одна. Но это как раз тот случай, когда овчинка стоила выделки. Этот эксперимент запустил целый конвейер клонов. В Эмиратах вырастили верблюда, в США – мулов и хорьков, а в Аргентине чемпионат мира по поло выиграла команда с клонированной кобылой, копией такой же победительницы. Но тут больше сыграл роль человеческий фактор – наездник-то один.

«Способность к обучению у клонированного слона будет такая же, как у родителя. А вот характер, а слоны и дельфины характером обладают, генетически не передается ни от родителей детям, ни от материнского организма – клону. Так что обучить его будет возможно, а вот удастся ли – другой вопрос», – сказал кандидат биологических наук, директор Объединенного центра генетических технологий НИУ «БЕЛГУ» Алексей Дейкин.

Корейские генетики долгое время экспериментировали с собаками. И этот опыт уж точно не псу под хвост. Именно они клонировали любимую болонку американской певицы Барбары Стрейзанд. Перед смертью у питомца взяли клетки изо рта и желудка. Благодаря корейской технологии в Якутии удалось сохранить древнюю породу – якутскую охотничью лайку. Впервые клон и оригинал встретились летом 2017-го.

Российские ученые клонировали теленка
«Оригинала зовут Суутук, в переводе Наперсток, ей шесть лет. Она получается ни мама и ни папа, а точная копия моего щенка. У нее, даже видно, отрезали кусочек уха, и из этого уха сделали щенка», – рассказал заводчик Дмитрий Иванов.

Копию лайки назвали Кырачана, что в переводе с якутского Красавица.

«Впервые надели ошейник, и она как будто знает, что такое ошейник. Обычно щенки в два месяца пытаются его снять, скулят. А тут она как будто помнит, может, что-то передается?» – поделился Дмитрий Иванов.

Здесь же, в якутской исправительной колонии №1, единственные в России служебные клонированные овчарки Том и Джек. На собачью работу они прибыли прямиком из Сеульской лаборатории.

«Они проходят у нас как патрульно-розыскные собаки. Они будут охранять наш объект и искать бежавших, если это будет требоваться», – сказала старший инструктор кинологической группы ИК№1 УФСИН по Республике Саха (Якутия) Ирина Бабикова.

Ученые из Якутии готовы пойти дальше и путем клонирования возродить из останков, найденных в вечной мерзлоте, мамонта, шерстистого носорога и саблезубого тигра. Вот правда, как на их появление отреагирует экосистема, никто не знает.