«Это смелость – брать ответственность». Интервью с педагогом и основателем сети театральных студий для детей
08:00 11/04/20232023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Эти люди часто остаются «за кадром», но именно они учат наших детей и ежедневно видят их успехи и неудачи, открывают «дверь» в мир знаний и вместе с тем воспитывают.
Что общего у учителя и актера и можно ли научить творчеству, спросили у режиссера, преподавателя актерского мастерства, основателя сети театральных студий для детей, автора и ведущей актерско-психологических тренингов по саморазвитию Людмилы Яковлевой.
- Есть ученики, которыми Вы гордитесь?
- Их много. Мой сын Сергей Яковлев – актер театра «Ленком» им. М.А. Захарова, актер Юрий Борисов, который занимался у меня много лет в театральной студии, актриса Александра Хромова, которая работает также моделью и великолепная вокалистка. Перечислять фамилии могу долго. Есть ребята журналисты и успешные дизайнеры.
- С какими трудностями чаще всего сталкиваетесь в профессии?
- Ой, это когда родители не понимают своих детей. Бывает, часто приходится работать и с родителями, объяснять, какой у них ребенок.
- Что придает сил?
- Глаза ребят, моих учеников. Многие стали моими друзьями и помощниками, и соратниками.
- С чего все начиналось?
- Сама серьезно в театральную студию попала, когда была в седьмом классе. Пришел мой преподаватель, мой первый учитель набирать в театральную студию в мою школу. Он пришел к директору и сказал, кого бы вы могли из своих учеников посоветовать. Так как я была: кто на сцену – я, кто выступать – я, кто что-то организовывать – я, естественно, первой назвали меня. И я помню свой первый урок в этой театральной студии.
Это была студия при симферопольском Народном театре при Доме учителя. И очень много лет я ходила туда заниматься, и я думаю, что там мне заложили вот эту любовь.
И, наверное, это все-таки еще какая-то семейственность. У моего папы сын от первого брака. Мы не знали друг друга, не общались, когда были маленькие, по понятным причинам, но один раз папа пришел и сказал, что Игорь поступил в Новосибирске, по-моему, в театральный институт на актера. Хотя папа был водителем, но писал стихи. А мама работала на хлебозаводе, так что я выросла среди вкусных булочек.
- А как Вы решили стать именно педагогом, а не актрисой, например?
– Я не решала становиться педагогом, потому что когда волею судьбы я поступила в университет Таврический, не знаю, как он сейчас называется, на геофак. Все мое окружение говорило, что я пойду в школу. Я била себя кулаком в грудь и говорила, что никогда, я иду, чтобы стать инженером, потому что я работала в военной части топографом.
А педагогика пришла, когда родился сын, и когда ему уже исполнилось четыре года, я поняла, что с моим характером я уже дома сидеть не могу. Я просто пришла в молодежный детский центр за счет того, что у меня был опыт театральный за спиной, и сказала что, у меня нет образования, но я могу вести театральную студию. Меня взяли, вот отсюда пошла педагогика. А потом уже была школа, где я работала учителем географии и параллельно вела театральную студию. Ну, так дальше как-то все сложилось, уже остановиться было невозможно.
- А на уроках географии какие-то штучки из театрального опыта использовали?
- Да, конечно. Когда мы изучали культуры народов, например. Пели песни, мы стихи читали, какие-то народные поговорки изучали, кушали народную кухню – это все было театрализовано.
Театральную деятельность я использовала, когда я выходила к доске. И у меня все получалось, с дисциплиной никогда проблем не было, я думаю, что это мне помогало именно актерское мастерство, именно театральная педагогика.
На сегодняшний день я руководитель и основатель детской театральной студии, которая существует уже 30 лет.
- С географией все понятно, а можно ли научить творчеству?
- Научить нельзя, но можно показать, что творчеством может заниматься любой человек, что такая способность есть абсолютно у каждого. Самое главное – найти вектор, куда ты направишь. Когда нащупываешь струнку, у человека загораются глаза, и он начинает что-то делать сам.
Можно много напридумывать, но бездействовать. А творчество – это как в театральном искусстве, это действие, это дело, прежде всего, надо действовать.
- Есть ли что-то общее у актера и педагога?
И учитель, и актер имеют дело с человеческими чувствами и эмоциями. И для учителя, и для актера, я бы еще добавила в этот список врача, один из основных девизов должен быть – не навреди. Это смелость – брать ответственность.
Фото в тексте из личного архива Людмилы Яковлевой
Читайте также:
- Как стать любимым наставником: секреты мастерства худрука хора «Весна» Надежды Авериной
- «Чай мы не пьем на переменах – нет времени». Интервью с учителем географии
- «Школа – не цирк. Дети должны знать, что надо вкалывать». Интервью с заслуженным учителем России
- «Эта профессия растит душу». Интервью с заместителем декана факультета русской филологии по воспитательной работе ГУП
- «Главное в учителе – сделать так, чтобы ребенок потом был счастлив». Интервью с Заслуженным работником образования Московской области
Подробнее в сюжете: Год педагога и наставника в России