За громкой тишиной, аутентичным бытом и уникальными традициями Севера: пять причин поехать в Архангельскую область
11:30 20/03/2023Здесь ветер заставляет кутаться в тысячу слоев одежды, от белоснежного снега – часто щуриться. Можно проехать сотни километров и не встретить ни одного человека. Зато увидеть красоту первозданной природы. Это Архангельский край. И есть пять причин приехать сюда.
Причина №1: увидеть самую красивую деревню Севера России
Одна из самых красивых деревень Севера России находится в Архангельской области – это Кимжа. Здесь до сих пор живут поморы, почти нет мобильной связи и интернета и стоит такая «громкая» тишина, что становится немного не по себе. Хлеб привозят раз в неделю, а погода меняется каждые 15 минут. До Белого моря по прямой меньше 100 километров. Люди поселились в здешних краях в XVI веке. Их не испугал суровый характер природы: ветер и сугробы.
Люди живут тут поколениями, все его предки с этой земли. В город и комфорт их не тянет. Коренные поморы говорят: «Кто в море не бывал, тот до сыта богу не моливался. Один раз испытаешь море – поймешь, что такое помор». В Кимже живет несколько десятков коренных поморов. Почти каждый смог бы стать экскурсоводом – истории и легенды Кимжи передают из поколения в поколение.
Одна из главных достопримечательностей Кимжи – самые северные в мире мельницы «столбовки». Нижняя часть – опорный столб, а верхняя – амбар, который, благодаря встроенному механизму, разворачивается по ветру или против него. В XIX и XX веках здесь мололи муку. В основном – из ячменя.
Кажется, что северные дома очень большие. Первый вопрос, который возникает: наверное, несколько семей в них жило? Оказывается, нет, жила одна семья. И комнат не много – обычно две, но бывали еще боковушки и подизбицы – нижние комнаты.
Многие поморские избы намного пережили своих первых хозяев. Но внутри сохранились мебель, посуда, как будто хозяева вот-вот, да вернутся. Теперь внутри – музеи да гостиницы. Можно остаться на ночлег и проснуться не с первыми петухами, а под колокольный звон.
Причина №2: попробовать поморскую кухню и приготовить в печи олабыши
В Кимже стоит задержаться на пару дней и успеть попробовать местные лакомства. Любая северянка охотно поделится поморскими рецептами. Издавна северянки стряпали из того, что мужья поймали в реке или принесли из леса, да что вырастили в поле. Сейчас все ингредиенты из местного магазинчика. Но готовят по-прежнему в печи.
Олабыши, олябыши, приснячки, шанешки, олякиши… В каждой деревне у этого блюда свое название. Местные женщины замешивают тесто на простокваше. А дальше добавляют яйца, соль, немного сахара. Гостей угощают и треской с картошкой по-деревенски, щами, крупяным супом, – тем, что готовили бабушки и дедушки.
Пинежские оладьи пекут в специальных формочках. Чтобы олабыши «дородны вышли», в русскую печку их отправляют на длинной лопате, больше похожей на весло. А пока олабыши пекутся, гостям предложат кофе из самовара. Разговорами развлекут и говору местному обучат. Например, удобную вещь, обувь, валенки называют «ловки-ловки».
Причина №3: побывать на оленетерапии и познакомиться с бытом оленеводов
В январе неподалеку от Кимжи в лесу можно увидеть, как среди сосен на веревках сохнет выстиранное белье. И повсюду палатки. В это время из тундры приходят оленеводы.
В лагере полно собак. Добрые к человеку, даже к незнакомцу, со стадом они строгие: охраняют и воспитывают, если нужно. Женщины проводят большую часть дня внутри жилища: растапливают печку, растапливают снег, на полученной воде готовят, убираются.
Традиции оленеводов передаются их поколения в поколение. Как кочевали родители, деды и прадеды, такой быт ведут и современные оленеводы. Но некоторые достижения прогресса все же можно отметить. Чумы со шкурами уже редкость, теперь дома кочевников из брезента. Внутри палатка похожа на квартиру-студию. Свое жилище, посуду, печь, мебель оленеводы перевозят с места на место. Перевозят даже доски для пола, ведь это одновременно и кровать, на них стелют постель. Под доски раскапывают снег до земли.
Работа и быт на стойбище не для слабых, так что оленеводам пенсия положена раньше. Но многие трудятся до глубоких седин. Может быть, секрет работоспособности в оленях? Врачи говорят: общение с ними дает энергию. Главное – найти с рогатыми общий язык.
От природы олени пугливы. Поэтому туристу лучше всего приезжать в лагерь с сухарями или буханкой хлеба. Для оленей это настоящее лакомство, за которое они готовы душу продать. Пока они едят, их можно вдоволь погладить и потрогать за пушистые носы. Главное – не перекормить: у оленей, как и у людей, от мучного растет живот. А когда звери налакомятся и подобреют, можно и на санях прокатиться.
Причина №4: освоить камусные лыжи и узнать секреты их изготовления
Технологии изготовления камусных лыж несколько веков. Но даже сегодня на Севере в лес без них никто не ходит. С лицевой стороны они выглядят как обычные, а с обратной подбиты лосиными шкурами. Полозья для перемещения по снегу поморы делают из лиственницы. Производство безотходное: все, что не пригодилось для лыж, идет на дрова.
Пинежские мастера хранят традиции еще XVII века. И сейчас, уже при наличии инструмента и электричества, в технологии изготовления лыж почти ничего не изменилось. Одну пару снежных вездеходов могли строгать и обтягивать шкурами несколько лет. Дерево сначала рубится, пилится на заготовки. Затем его нужно три года сушить, и лишь потом, собственно, приступать к изготовлению лыж. На скользящую сторону крепится лосиная шкура – камус. Ее растягивают два года, чтобы стала шире, длиннее и ровнее.
Благодаря камусу, лыжи не скользят назад, и на них можно легко подняться даже по уклону в 45 градусов. Широкие полозья не дадут ездоку утонуть в снегу. Палки не используются – они просто провалятся в глубокий снег. Поэтому с непривычки первые шаги на таких лыжах даются тяжело – дополнительной опоры нет, приходится махать руками, что есть сил, чтобы сдвинуться с места.
Причина №5: спуститься в карстовые пещеры и увидеть сталагнаты
Под толстым слоем снега Пинеги раскинулись сотни карстовых пещер. Отправиться в подземное путешествие – еще одна причина побывать на родине поморов.
Когда-то давным-давно здесь было теплое море. Оно превратилось в огромный ледник, который постепенно таял. После таких «природных приключений» и появились катакомбы. Самая популярная и безопасная – Певческая эстрада. Круглый год в ней температура около нуля. Сквозь пещеру течет река, ее воды постепенно размывают гипсовые стены, делая пространство шире.
Главное, ради чего в пещеры приезжают путешественники со всей России – это хемогенные отложения, или сосульки-гиганты. Гипсовые пещеры – то редкое место, где можно увидеть сразу три явления: сталактиты, сталагмиты и сталагнаты. Ледяные образования растут сверху и снизу, превращаясь в колонны.
Протяженность пещеры – 315 метров. Высота «потолков» – от нескольких сантиметров до пятиэтажки. Своды покрыты кристаллами. А ниши усеяны местными обитателями – летучими мышами.
Коженог северный – это единственные рукокрылые, которые обитают даже за полярным кругом. Мышки находятся в анабиозе с сентября по май. Они забираются подальше от людских глаз, чтобы выспаться. Трогать зверьков руками нельзя, сон для них так же важен, как и для нас.
И это только пять причин побывать в Архангельской области, покрытой пушистым снегом. Здесь красиво в любое время года, и всегда есть повод приехать сюда.
Подробнее в сюжете: Пять причин