На этой неделе не стало Юрия Темирканова. О жизни легендарного дирижера – в сюжете корреспондентов «МИР 24».
3 ноября в Мариинском театре смолк оркестр.
«Мариинский театр скорбит об уходе Юрия Темирканова – великого музыканта, педагога и человека, который оставил неизгладимый след в истории российской и мировой культуры».
С мест поднялись почти две тысячи зрителей в память о маэстро.
В декабре почетному гражданину Санкт-Петербурга должно было исполнится 85. Худрук филармонии, народный артист СССР, почетный профессор и академик музыкальных заведений в разных точках мира. Темирканова любили за страсть.
«Человек так хорошо устроен богом, что он всегда себе дает меньше лет, чем у него есть, арифметически. Поэтому здесь мы не стареем, а физика стареет, но мы не сдаемся!» – говорил дирижер.
На его рабочем столе рядом с бронзовым Чайковским планы, заметки и символ.
В кабинете маэстро хранил слепок кисти предшественника, Евгения Мравинского, у которого когда-то был ассистентом дирижера: учился и пристально следил за его большими руками.
Именно Мравинский порекомендовал Темирканова главным дирижером в Мариинский, тогда еще Кировский, театр. Темирканов переходить не хотел. Опасался: его манере дирижировать руками, без палочки, в театре будет тесно. А подчиняться он не умел: не позволяло кавказское воспитание.
Когда Темирканова спрашивали, от том, как музыка стала делом его жизни, он отвечал: «Совершенно случайно. В Нальчике поселился по соседству музыкант, переехавший из Ашхабада. Как-то он встретил нас, мальчишек, гонявших мяч. Спросил: «Хотите учиться музыке?» Я сказал: «Хочу», только потому, что не мог обидеть отказом старшего».
«Его повели на скрипочке играть, а меня – на виолончели, что мне, честно говоря, не понравилось. Мне не понравилась эта огромная бандура», – отметил старший брат, дирижер Борис Темирканов.
Еще во время войны маленький Юра познакомился с Сергеем Прокофьевым. После эвакуации из Ленинграда маэстро работал в Нальчике над оперой «Евгений Онегин». Отец, Хату Темирканов, заказал композитору квартет на кабардинские темы. Вскоре отец погиб на фронте. Чтобы помочь матери прокормить четверых детей, Юра со старшим братом набирали в чайник холодной воды из крана и пытались продавать ее на местном базаре.
«Здесь еще домик рядом стоит, мы бесплатно получали завтрак от одной замечательной женщины, которая нам хотела помочь, чтоб мы не умерли с голоду», – рассказал Борис Темирканов.
В Нальчик он возвращался каждый год. За несколько дней короткого отпуска успевал навестить и родственников, и друзей детства.
«Когда спросил его, Юра, что вы отворачиваетесь от зала, когда дирижируете. Он так засмеялся тогда. Говорит: «Володечка, он меня так называл, ты никому это не говори, ради Бога», – вспомнил друг детства Владимир Вороков.
В 13 лет Юрий Темирканов с отличием закончил музыкальную школу и уехал из Нальчика, чтобы продолжить учебу. Одаренного мальчика без экзаменов зачислили в специальную музыкальную школу по классу скрипка при Ленинградской государственной консерватории.
В Ленинградской консерватории он окончил два факультета – как скрипач и дирижер. Потом была победа во всесоюзном конкурсе, зарубежные гастроли и приход в филармонию. Уже тогда слыл «академическим бунтарем». На репетициях в 70-х появлялся в джинсовом костюме! Такого главного дирижера получил Кировский театр.
Там в Темирканове раскрылся режиссер. Его прочтение пушкинского «Евгения Онегина» идет уже 40 лет. Звучит та самая музыка Прокофьева, которую композитор писал в день, когда они познакомились.
Темирканов «переучил» музыкантов театрального оркестра, настаивал: нужно всегда понимать, что играешь. Он и сам умел не исполнять, а проживать.
«Я с самого детства ходил на эти спектакли: на знаменитые постановки «Онегина» и «Пиковой дамы», за которые он потом был удостоен Ленинской премии», – рассказал ректор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Алексей Васильев.
Берлин, Вена, Лондон, Рим, Милан на этих сценах работал Темирканов. Ведущие оркестры мира ждали его всегда.
«В Риме один солист забыл запонки. Юрий Хатуевич, недолго думая, сказал: «Принесите степлер!». И вот застеплерили бабочку и вышли петь. С ним было весело достаточно», – сказал народный артист России Владимир Ванеев.
На юбилеи маэстро звезды подстраивали свои гастрольные графики, чтобы хоть на день прилететь в Петербург. А он по-кавказски обожал гостей.
«Если люди думают, что тот, кого так чествуют, много о нем хорошего говорят, воспринимает это всерьез то, по крайней мере, он дурак, наверное», – говорил Юрий Темирканов.
Подарки Темирканов делал другим. Главный – молодым музыкантам. На фестивале «Площадь искусств» он давал им возможность выйти на одну сцену с великими.
«В зале сидел Марис Янсонс, Валерий Гергиев… И Ростропович приехал! Для меня это было, мне было 24 года, незабываемое событие!» – говорил скрипач Юлиан Рахлин.
На 80-летие для Темирканова играл Денис Мацуев, поздравлял Владимир Путин – тоже поклонник его таланта.
«Благодаря Юрию Хатуевичу мы переживаем такие яркие чувства, которые невозможно описать словами. И за это вам огромное спасибо от сотен тысяч и миллионов любителей музыки», – отмечал российский президент.
Вне сцены в последние годы дирижер Темирканов был не по-восточному сдержан.
«Я себя на экране не люблю. Я не люблю, как я говорю вообще не люблю себя видеть. Мне кажется всегда, что я лучше в жизни, чем там», – отмечал дирижер.
Маэстро не выносил фальши.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка
- Единственный в Кыргызстане орган вновь зазвучал: реставрация «короля музыкальных инструментов» продлилась три месяца
- 100 лет со дня рождения Яна Френкеля. Путь композитора, создавшего песни «Журавли», «Погоня» и «Вальс расставания»
- «Борьба с болезнью – это треугольник»: бывшего «нанайца» Владимира Левкина проводили в последний путь