Большой и Мариинка. Одна жизнь двух театров

21:42 10/12/2023
Театры

Союз театральных деятелей России на этой неделе сменил руководство. Александр Калягин пост сдал, Владимир Машков пост принял, его заместителем стал Валерий Гергиев. Валерий Гергиев же на прошлой неделе назначен одним директором на два театра: Большого и Мариинского. Корреспонденты «МИР 24» Елена Ширяева и Артур Ломидзе выяснили, что в российской истории такое уже бывало.

«Щелкунчик» постановки Юрия Григоровича – главная новогодняя сказка России. Увидеть хотят все. Афиши Мариинки весь декабрь тоже в «Щелкунчике». Сказку сыграют 40 раз. Именно в Мариинском театре в 1892 году впервые дали легендарный новогодний балет.

«Мариинка уже была Большим театром. Так ее называли с момента основания, в 1783 году. Через полвека театр переехал в новое зеленое здание. А благодаря супруге Александра II Марии Александровне получил привычное нам название – Мариинский театр», – рассказал корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.

Да и под общим управлением сцены в России уже существовали. 30 августа 1756 года Екатерина II приказала создать дирекцию всех придворных театров.

«Те управляющие петербургскими и московскими театрами хорошо понимали лицо каждого театра, особенность каждого театра и понимали, что то, что возможно в Большом театре, невозможно в Мариинском», – отметил советский и российский театровед, доктор искусствоведения Александр Чепуров.

Московские театры тоже были в дирекции. Большой театр – балетно-оперная труппа. Малый – драматическая. Но обе сцены были единым целым.

«У театров были общие костюмерные, мастерские. Декорации могли использоваться в спектаклях на обеих сценах. Даже актеры и музыканты могли быть заняты в одних и тех же постановках. Для удобства между зданиями театров прорыли подземный ход, по которому могли спокойно перемещаться актеры в гриме, не смущая публику на площади», – рассказала корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева.

В Москве и в Петербурге ставили одни и те же пьесы. Когда интерес зрителей спадал, московских звезд меняли на питерских и наоборот. В свое время Шаляпин пел в понедельник в Санкт-Петербурге, а в среду – в Москве. Но Большой тогда считался «провинциальным» театром.

«Когда столица была в Петербурге, понятно, что столичный театр будет в фаворе. Московские артисты жаловались, что в Москву ссылали неугодных артистов из Петербурга», – рассказал театральный критик Павел Руднев.

После революции 1917 года дирекцию императорских театров упразднили. А с переездом столицы в Москву роль главного театра перешла к сопернику Мариинки – Большому. Между театрами началось негласное соперничество. Сформировались две школы. Артисты балета даже по-разному пуанты стали завязывать. У петербуржцев – тесемки с внешней стороны щиколотки, у москвичей – наоборот. Разный подход и в танцевальных па.

«Петербургская школа и петербургское исполнительство будет сосредоточено на изяществе подхода, четкости позиций. А для Москвы самое главное – чем выше прыжок, чем эффектнее, это как трюк, тем лучше», – отметила историк балета Янина Гурова.

Школы разные, но обе великие. Петербургская «кузница» балетных кадров – Академия имени Вагановой, одна из старейших. Почти 300 лет. Среди выпускников – Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Светлана Захарова. Большой и его балетная школа – тоже одна из сильнейших в мире. В репертуаре больше 20 балетов. Это и знаменитое «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Жизель» Адольфа Адана и, конечно, «Щелкунчик».

Руководство советских театров часто переманивает артистов. Так, балетмейстер Юрий Григорович почти 20 лет солировал в Мариинском. Когда там он станцевал все партии, перешел в Большой. За три десятилетия поставил «Спартак», «Щелкунчик», «Золотой век», «Ромео и Джульетту».

Прима Большого Светлана Захарова тоже сначала блистала на сцене Мариинки. В 2003 году переехала в Москву.

«Я помню, очень переживала. Потому что сцена гораздо больше. От этого наши движения меняются, усталости больше», – поделилась прима-балерина Большого театра Светлана Захарова.

В советское время часто спектакли Большого театра копировались в Ленинградском театре имени Кирова. Так тогда называлась Мариинка. Но ставили по-своему. В 1988 году Валерий Гергиев возглавил петербургский театр и сделал ставку на собственный репертуар и труппу.

«Думаю, в Мариинском театре одна из лучших трупп в мире. Такого состава не найдем не в «Ла скала», ни в «Метрополитен-опера». По четыре состава на каждый спектакль мы можем найти: четыре баса, четыре баритона, четыре тенора и четыре сопрано. И таким шедевральным стал Мариинский, на такой уровень взлетел благодаря Валерию Абисаловичу», – сказал оперный певец, артист Мариинского театра Василий Герелло.

После прихода Валерия Гергиева театры стали ближе. Артисты из Мариинки пели по приглашению в Большом и наоборот.

«Даже если мы сейчас заглянем в репертуар любого театра мира, то в постановках увидим представителей русской вокальной школы и увидим в больших количествах. Это и сила голоса, и мощь голоса и профессионализм!» – заявил солист Большого театра Эльчин Яшар оглы Азизов.

Стиль исполнения один, а вот приметы у суеверных артистов обеих сцен – разные. Никогда не желают друг другу удачного спектакля, только ни пуха, ни пера. В гримерке смотрятся только в свое зеркало. А у Эльчина Яшара оглы Азизова уже много лет перед выходом один ритуал – СМС маме. Она в Баку.

Постоянная оперная труппа и меньше приглашенных звезд. На это делал ставку Владимир Урин, когда пришел в Большой театр. 10 лет назад его очень ждали. В то время он возглавлял успешный Музыкальный театр Станиславского, и власти решили: со своим опытом он способен справиться с главным театром страны. В репертуаре при нем появились смелые, экспериментальные постановки. А во время пандемии коронавируса, несмотря на финансовые потери и трудности, ему удалось сохранить коллектив.

«Хочу вам поклониться и сказать громадное спасибо за 10 лет счастья!» – сказал при прощании с труппой Владимир Урин.

У нового руководителя Большого Валерия Гергиева теперь свободного времени станет еще меньше. У него настолько плотный гастрольный график, что спать приходится в самолетах.

«Уникальный случай в истории музыкального искусства произошел эти летом. Валерий Гергиев встал за пульт новой сцены Мариинки. Давали сказку о невидимом граде Китеже. Маэстро объявил длительный антракт, перешел Крюков канал и на исторической сцене провел премьеру «Чудесного мандарина». Через полтора часа маэстро вернулся в Мариинский и закончил сказку», – рассказал Артур Ломидзе.

Администратор Гергиев, кажется, не уступает Гергиеву – дирижеру. При нем родилась империя Мариинского театра. Он стал крупнейшим в России: три сцены в Санкт-Петербурге, филиалы во Владивостоке и Владикавказе. Маэстро кажется с одинаковой ловкостью управляется и с коллективами, и с оркестрами и делает это виртуозно. Хоть руками, хоть палочкой, хоть зубочисткой.

При этом слияния Большого и Мариинского не произойдет. Как и во времена дирекции императорских театров под руководством сильного творческого лидера на местах будут работать талантливые постановщики, хореографы и вокалисты.

«Наверное, символ России – двуглавый орел – напоминает нам о том, чем являются для России оба театра. И нам с вами надо работать дома, работать много, работать успешно, безусловно, сохраняя все лучшее, чем располагают обе труппы», – сказал директор Мариинского и Большого театров Валерий Гергиев.

Одним из первых спектаклей, который пополнит репертуар московского театра, станет «Хованщина». Кажется, теперь в Большом копируют Мариинский. У Гергиева впереди много работы в Москве. Запланированный ремонт Камерной сцены, открытие филиала Большого театра в Калининграде и юбилей. В 2026 году столичный театр отметит 250 лет.