«Артист, который мог сыграть все», – так про Юрия Соломина говорил режиссер Акира Курасава после работы над фильмом «Дерсу Узала». На этой неделе после долгой болезни не стало худрука Малого театра. Корреспондент «МИР 24» Анна Деркач пересмотрела самые яркие роли маэстро.
«Пока бьются сердца, пока существуют нервы, пока останется хотя бы один зритель в зрительном зале, классика будет всегда жива», – говорил Соломин.
В 49-м в кинотеатре родной Читы Юра Соломин увидел документальный фильм о Малом театре, и понял, что хочет всю жизнь служить именно ему. Свое желание 13-летний подросток так четко сформулировал, что Вселенной ничего не оставалось, как исполнить его на 100%.
Соломина приняли с первого раза: и в «Щепку», и в труппу Малого театра. На четвертый год учебы – дебют в кино. Главная роль в фильме «Бессонная ночь» словно списана с него: семнадцатилетний юноша с Дальнего Востока едет покорять Москву.
В 60-х Соломин работает на износ. От предложений сниматься нет отбоя: «Весна на Одере», «Красная палатка» и наконец «Адъютант его превосходительства» – первый советский шпионский боевик и лучший фильм о гражданской войне.
В кителе белого офицера Соломин был безупречен. После его адъютанта в Советском союзе заговорили про новый стандарт мужской красоты. Благородную стать актера ценили и за океаном. Роль русского географа Владимира Арсеньева в фильме Акиры Куросава принесла съемочной группе «Оскар».
«Интеллигент с железным характером», – так говорили про Соломина. Роли предлагали соответствующие: полковник КГБ в «ТАСС уполномочен заявить», вице-канцлер в «Снах о России», профессор медицины в «Московской саге».
«Соломин, на мой взгляд, удивительно умел носить фрак. Он был словно рожден в эпоху классицизма», – отметил кинокритик Давид Шнейдеров.
«Удивительный дуэт Соломина с его братом в фильме «Летучая мышь» с Виталием Соломиным, где Юрий Мефодьевич сыграл Генриха Айзенштайн», – подчеркнул Давид Шнейдеров.
Соломин считался отличником среди актеров. Безупречно знал материал, его героям всегда веришь. Царя Федора Иоановича он сыграл настолько убедительно, что даже Брежнев не сдержался.
«Последние слова реплики были: «Боже, Боже, за что меня поставил ты царем?». Звучит хорал и голос из зала, из ложи, Брежнев сказал: «Довели человека», – поделился Соломин.
В 90-х Юрий Соломин недолго занимал кресло министра культуры, но вжиться в роль чиновника так и не смог. Считал, что дело жизни нужно делать по любви, а не по назначению. Например, Малый он возглавил по решению коллектива. Соломин – единственный за всю его историю худрук, не назначенный сверху.
«Он безумно любил Малый театр. Он говорил, что любит этот зал, эти кресла, сцену. «Вот здесь сидел Гоголь. Вы понимаете, что вот здесь в кресле сидел Гоголь. Вот на этой сцене в зале репетировал Островский, ходил по этой сцене», – процитировал Соломина народный артист России Александр Коршунов.
Юрий Соломин из редкой породы актеров, которых не любила желтая пресса. Со всех сторон правильный: 60 лет с одной женой, в скандалах и склоках не замечен.
Он – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». А в год 85-тилетия стал еще и «Героем труда».
Малым театром Юрий Соломин руководил 35 лет. Круглую дату труппа отмечала в декабре. Любимому худруку тогда подарили портрет, сплошь исписанный пожеланиями. Желали, конечно же, здоровья и долгих лет жизни.