Как дома. Какими привилегиями обладают жители стран ЕАЭС?

19:41 02/06/2024
Делегации ЕАЭС в Минске обсудили вопросы продовольственной безопасности

Десять лет назад в Астане Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали договор о создании Евразийского экономического союза. Чего удалось добиться за эти годы, рассказывает политический обозреватель телеканала «МИР 24» Анна Деркач.

2014 год. Запад вводит против России санкции. В мире финансовый кризис. Ответом на этот вызов стал договор о создании Евразийского экономического союза.

«ЕАЭС начинался на кухне у президента Путина. Это действительно было так, он здесь присутствует, подтвердит. Тогда замысел был хороший. Я помню, как он пригласил нас домой», – вспомнил президент Беларуси Александр Лукашенко.

Сама идея евразийства зарождалась в 1994 году. Тогда первый президент Казахстана на встрече с молодыми учеными в МГУ предложил воссоздать разорванные экономические связи бывших союзных республик. Сначала Москва, Астана и Минск создали Таможенный союз. При перемещении между тремя странами товары перестали облагаться таможенной пошлиной. Позже к России, Казахстану и Беларуси примкнули Армения и Кыргызстан. Свободу перемещения получили не только товары, но и услуги, капитал и рабочая сила.

«Надо сделать так, чтобы граждане всех пяти стран, приезжая в другое государство союза работать, учиться или вести бизнес, чувствовали себя комфортно, как дома», – поставил задачу Владимир Путин.

Как дома – это когда при устройстве на работу не нужен трудовой патент. Его выдают после медосмотра, полицейской проверки и экзамена по языку страны-работодателя. Патент стоит до девяти тысяч рублей, действует максимум год и дает право на работу только в выдавшем его регионе и только по указанной в нем профессии. Другое дело – мигранты из «пятерки». Захотел – работай на доставке в магазине, захотел – устроился в такси.

«Я помню еще те времена, когда очень сложно было с документацией. Во-первых, большие деньги, во-вторых, по сроку. Ехать куда-то получать, везде большие очереди. В Евразэс вступили, и все стало гораздо проще. Я могу свободно устроиться водителем. Потому что наши права здесь, в России, признаются», – рассказал трудовой мигрант Талант Мергенбаев.

ЕАЭС сегодня – это 185 миллионов человек, 20 миллионов квадратных километров, или 14% суши. За десять лет ВВП евразийской пятерки вырос на треть – 34%. Промышленность – на 20%, безработица снизилась на 4%. Евразийский экономический союз доказал – вместе выгодно!

«Находясь в одном союзе, мы смогли сохранить макроэкономическую стабильность, обеспечить продовольственную и энергетическую безопасность в регионе, снизить уровень безработицы, сохранить устойчивый рост производства и выйти на новые рынки», – оценил достижения ЕАЭС президент Кыргызстана Садыр Жапаров.

«За десять лет своего существования Евразийский экономический союз стал значимой для экономик наших стран площадкой тесного экономического взаимодействия государств-членов», – добавил премьер-министр Армении Никол Пашинян.

Товарооборот внутри ЕАЭС в 2014 году составлял $45 млрд (4 трлн рублей), в 2024 году – уже $89 млр (8 трлн рублей).
За десять лет объем внутренней торговли ЕАЭС почти удвоился. Причем 90% расчетов проходят в национальных валютах. Это важный этап формирования общего финансового рынка, который даст возможность в любой стране союза взять кредит, пользоваться банковскими картами, открывать счета.

«Если это будет единый финансовый рынок, то предельные ставки по комиссиям, сколько стоит перевод, сколько идет перевод и так далее, – все будет едино на все пять стран. Это будет дешевле. Расчеты между компаниями через банки, которые работают по единым стандартам, проходят быстрее, безбарьерно и с меньшими проверками», – отметила руководитель Центра Россия – ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.

Созданию единого финансового рынка мешают разные подходы стран, например, по вопросу валютного контроля. В России он строгий, в Армении его нет совсем. Для таких препятствий в ЕАЭС существует даже специальные понятия: «барьеры, изъятия и ограничения». Это либо меры для защиты внутреннего рынка, либо просто правовой пробел.

«Такое происходит, например, при обеспечении доступа к аэронавигационным и аэропортовым услугам. В странах ЕАЭС разные тарифы на эти услуги. Это является ограничением. В рамках присоединения отдельных стран – Армении, Кыргызстана – к ЕАЭС был переходный период, существовали определенные изъятия. Но информация по ним в настоящее время закрыта. Барьер один, и сейчас он касается Беларуси – туда ограничен доступ животноводческой продукции из России», – пояснила эксперт экономического факультета РУДН Анна Пак.

Сейчас в ЕАЭС 1 барьер и 35 ограничений. Они касаются миграции, энергетики, транспорта. Автомобили могут свободно перемещаться по общей евразийской территории, а суда по внутренним водам ЕАЭС – нет. Нет у союза и общего рынка электроэнергии, нефти и газа, ювелирных изделий. Из Армении золотые украшения везут в основном в Казахстан. Другие страны требуют второе клеймо.

«Когда здесь наша палата маркирует и пробирует, в других странах требуют вторичной проверки. Это забирает дополнительное время и средства. Также порой изделия могут повредиться», – рассказал основатель ювелирной компании Армен Варданян.

Между тем 77 ограничений в ЕАЭС успешно устранили. Например, несправедливое распределение прибыли при доставке китайских товаров через маркетплейсы. Ввозную пошлину за них платила одна страна пятерки, а НДС от продажи получала другая.

«Например, какая-то продукция проходит из Китая в Кыргызстан, а потом попадает в Россию. На этом должен зарабатывать Кыргызстан. Другое дело, когда эта продукция попадает в Россию, а потом в Кыргызстан. Тут Россия должна зарабатывать, а Кыргызстан – нет», – разъяснил генеральный директор Института изучения проблем развития ЕАЭС Владимир Лепехин.

Товарооборот ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составлял $579 млрд (52,5 трлн рублей), в 2024 году – $923 млрд (83,5 трлн рублей). В условиях торговых войн и санкций миру оказался очень нужен крупный торговый партнер с независимой финансовой политикой. За десять лет товарооборот ЕАЭС с третьими странами увеличился на 60%.

«Мы идем дальше, чтобы сделать ЕАЭС одним из наиболее значимых центров развития современного мира», – заявил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев.

Перспективное направление развития союза – транспортные артерии. Общая протяженность автомобильных дорог «пятерки» – почти два миллиона километров. (1942,7 тыс. км). Коридор «Север – Юг» – один из самых амбициозных проектов – это больше семи тысяч километров от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи (7,2 тыс. км). «Север – Юг» соединяет порты, автомобильные и железные дороги. Строят его 14 стран: Россия, Индия, Иран, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Сирия, Оман, Украина, Болгария, Турция.

«Сегодня евразийский транспортный каркас обеспечивает эффективную торговую связь между Европой и Азией, севером и югом. Недаром говорят, что там, где прокладываются рельсы, открывается путь к новым возможностям», – подчеркнул президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

ЕАЭС давно вышел за свои пределы. У Кубы, Молдовы и Узбекистана – статусы стран-наблюдателей. С десятком государств подписаны меморандумы о сотрудничестве. Зона свободной торговли – с Вьетнамом и Сербией. Временное соглашение работает с Ираном. Несколько стран по всем показателям готовы присоединиться к ЕАЭС.

«Узбекистан, конечно. Потому что это самый красноречивый пример плодотворного сотрудничества, роста всего, в том числе российских инвестиций в страну, и в принципе, доброжелательного отношения. Сейчас все ожидают, что в течение 2024 года, может быть к 2025 году, Азербайджан тоже подаст заявку на вступление», – уточнил генеральный директор Института изучения проблем развития ЕАЭС Владимир Лепехин.

В 1990 годах родилась идея евразийства, сегодня это целая идеология. У союза даже появился свой праздник – 29 мая объединение отмечает день Евразийской интеграции. В честь исторического рукопожатия, когда Россия, Казахстан и Беларусь сделали шаг навстречу друг другу.