Астана принимает V Всемирные игры кочевников. В программе соревнований 21 спортивная дисциплина. Одна из них – татарская борьба корэш. В чем ее особенности, телеканалу «МИР 24» рассказал председатель правления Международной федерации корэш, член совета директоров Всемирной конфедерации этноспорта Равиль Ногуманов.
На пятых Всемирных играх кочевников представлены разные виды борьбы, традиционные для тюркских народов, которые, на мой взгляд, имеют несущественные различия. Как зрителям игр понять, что это именно татарская борьба корэш, а не казах курес или кыргызская национальная борьба на поясах – алыш?
Да, на самом деле надо немножко разбираться в борьбе. Не все зрители, которые приходят, являются специалистами в этом виде спорта. Эти игры уже проходят в пятый раз, и в четвертых и пятых играх присутствует наша борьба. Кроме этого, за последние семь-восемь лет мы проводим ежегодно чемпионат мира по корэш. В России это называется борьба корэш, а за границей мы ее позиционируем как татаркорэш, чтобы всем было понятно. Вообще, все виды поясных единоборств схожи между собой, но есть принципиальные отличия. В этом уже разбирается специалист.
По каким-то признакам можно отличить корэш?
Мы объясняем, что это классический вид борьбы. Самое главное движение, которое должен сделать борец, это приподнять соперника от ковра. То есть без подсечки, без всяких хитростей он просто силой должен его приподнять. Других вариантов нет. И когда только он совершил первое действие, приподнял, тогда производит разрешенный бросок. Броски в основном происходят прогибом, зашагиванием и так далее. То есть мы оцениваем сам бросок. У нас борьба отличается тем, что нет сбиваний, нет подсечек. Нужно просто положить соперника разрешенным приемом на ковер, и он оценивается одним, двумя баллами или чистой победой.
Понимаю, что это древний вид спорта. А как возник корэш?
Первое упоминание о корэш оставил еще известный арабский путешественник в конце первого тысячелетия нашей эры. Его имя Ибн Фадлан. Его летопись, записи о том, что он путешествовал по всему миру, хранятся на сегодняшний день, и их можно найти в городе Багдад в Ираке. Там описывается, что он приехал в древний город Булгар и попал на праздник Сабантуй. И мы оттуда знаем, что наш праздник Сабантуй был уже тысяча с лишним лет назад. В прошлом году мы отмечали тысячелетие. И этот путешественник описывает нашу борьбу, пишет о том, что кульминация Сабантуя – это состязание по борьбе. И борцы пахлеваны со всей округи собирались и мерились силами. И когда один выигрывал, то ему дарили самого крупного большого рогатого барана. И вот оттуда мы знаем, что нашей борьбе как минимум 1100 лет. Получается 1101 год.
Запрещена любая работа ногами. То есть подсечки, сбивания, которые так привычны в некоторых видах спорта. Это все запрещенные приемы. Запрещено не давать захват в начале поединка. Не разрешено делать какие-то движения головой, создавать любые препятствия сопернику при захвате. Это все не разрешено. А разрешено приподнять соперника над ковром и бросить одним из разрешенных приемов. Это бросок с прогибом, приемы с зашагиванием, бросок через бедро классический, это все применительно к нашему виду спорта.
А сколько спортсменов участвует во Всемирных играх кочевников и откуда они приехали?
Зарегистрировано около 90 спортсменов, вчера они прошли взвешивание. Но так как для Игр кочевников наш вид спорта молодой, мы представляем только четыре весовые категории – до 65, 75, 90 и свыше 90 килограммов. То есть свыше 90 килограмм – это уже абсолютно весовая категория.
А откуда они приехали?
География очень большая. Всего в играх участвует около 90 стран. В нашей борьбе участвуют представители больше 30 стран.
Девушки участвуют?
Девушки не участвуют. Есть спортивная борьба классическая, там тоже девушек нет. Мое личное мнение, что для девочек этот вид спорта не подходит, потому что у них нет той силы, которую нужно применять именно в этом виде спорта.
Как выглядит поединок? Сколько времени он длится?
От двух минут чистого времени до четырех минут, в зависимости от регламента, который прописывается в положении. Но если два равных соперника, то они борются не больше пяти-десяти секунд, и большее время уходит на то, чтобы в равной степени поставить их в захват, для того чтобы не было ни у кого преимущества. А если в «грязном» времени взять, то проходит до 20 минут. Мы такие поединки наблюдаем постоянно.
Судья на ковре один?
Нет. Арбитр один, который непосредственно регулирует действие борцов. Есть боковой судья, который смотрит с другого ракурса. Но все решение принимает руководитель ковра, который тоже находится вне ковра. Это так называемая судейская бригада, которая проводит поединок. Если есть спорный момент, например, какой-то представитель команды кидает так называемый челлендж, то есть он не согласен с решением арбитра, то тогда главная судейская коллегия и главный судья в том числе смотрят видео поединка в замедленном действии, какое-то действие оценивают и фиксируют уже по окончании просмотра.
За что судьи присуждают очки, баллы?
Первые очки выносят за броски. Есть однобалльный бросок, двухбалльный, и есть чистая победа. Это чисто борцовское действие. Также если спортсмен получает предупреждение за какое-то действие, то балл начисляется его сопернику. Например, если он зацепил соперника ногами, то выносится балл его сопернику. А если он уже дает себе вольности, говорит какие-то оскорбительные слова в сторону соперника, то тогда судья может его дисквалифицировать как с поединка, так и со всех соревнований.
Как мы уже говорили, на пятых Всемирных играх кочевников представлены разные виды борьбы. Как думаете, имеет смысл среди победителей по разным дисциплинам проводить соревнования для определения универсальных самых сильных борцов?
Да, есть по этому поводу мое мнение, оно следующее. Борьба алыш и борьба корэш – это смежные виды спорта. Это классический стиль, разница небольшая, допустим, в завязывании пояса. У алыш более свободное завязывание, у корэш – сильнее пояс затягивается на талии. Есть отличительные черты. Но борец, сильный в алыш, также может показать хороший результат в корэш. То есть это смежные виды спорта. Есть такие же виды поясной борьбы с вольным стилем. Например, алыш – тот же вольный стиль, и борьба на поясах – вольный стиль, это смежные виды спорта. А вот, например, такая борьба, как казах курес или кураш узбекский – это база дзюдо. То есть сейчас при комплектовании команды, алыш и корэш, мы брали спортсменов с чемпионата России по корэш. А три вида, которые были, турецкий вид спорта и два которых я назвал – узбекский и казахский, это основа дзюдо или самбо. Поэтому мы обратились в федерацию дзюдо. Там уже были ребята, которые по нескольку лет выступают в этой борьбе. Они выступают лучше, чем, допустим, выступал бы борец корэш.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира