«Калинка-Малинка» по-корейски. Музыка дружбы России и КНДР
«Песня о друге» – так в соцсетях словами Высоцкого комментируют выступление российских музыкантов в Пхеньяне. Народный хор имени Пятницкого исполнил на корейском языке композицию, написанную в честь Ким Чен Ына. Хозяева сцены ответили симметрично. Корреспонденты «МИР 24» внимательно послушали мелодии КНДР и выяснили, что русский и кореец всегда поют в унисон.
В солнечный Пхеньян министр культуры прилетела не одна – с оркестром. В программе – специальный номер: песня в подарок лидеру республики, товарищу Ким Чен Ыну на корейском языке. А те в ответ – целый репертуар на русском. И почти без акцента. По итогам концерта даже наши музыканты признают: так слаженно и правильно ни одна страна далекого зарубежья наш репертуар не исполнит.
«Они и сегодня в своих каких-то, например, популярных песнях, часто используют национальные, народные инструменты», – отметил музыкальный обозреватель Владимир Полупанов.
А какие тексты. «С песней по жизни», «Труд – это песня». Старые советские девизы еще в 1946 году здесь переложили на музыку.
«Советский Союз – это было то, с чего они лепили свое общество. Сталинский, советский кинематограф 1930-х годов сыграл огромную роль в формировании северокорейской музыки», – рассказал музыкант-мультиинструменталист Тимур Ведерников.
Из Сеула на связи с «МИРом» русский кореец, политолог, ученый и историк Евгений Евгеньевич Ким. Вспоминает и песни для нас переводит. Его основное имя – Ким Ен Ун. Он родился в 1941 году на Южном Сахалине, тогда это была территория Японии, на глазах его семьи оккупация Кореи японцами, Вторая мировая и становление КНДР. Верили, думали и пели по-советски. А костяком Трудовой партии республики стали офицеры Красной армии.
«Это не те люди, которые были воспитаны в Красной армии изначально. Это были партизанские командиры, которые в 1939-1941 годах из-за японских гонений в Маньчжурии и так далее вынуждены были перейти в Советский Союз. И здесь они после соответствующей проверки были приняты в состав Красной армии. Например, Ким Ир Сен. Он был призван в Красную армию в 1942 году».
Был северокореец, стал красноармеец. С блестящим знанием русского и без акцента говорящий на родном и поющий на обоих. Будущий вождь нации советские марши и песни очень любил. Особенно ту песню, что о новом мире. «Интернационал» – государственный гимн Страны Советов вплоть до 1944 года.
А это гимн КНДР «Эгукка», в переводе «Патриотическая песня». Написан в 1946 году в честь независимости от японских угнетателей. В честь народной любви к отцу нации появился второй гимн, национальный. Он так и идет бок о бок с государственным – «Песня о полководце Ким Ир Сене». Звучит грандиозно и бодрит сильно. Профессиональные музыканты знают, почему.
«У них главенство пентатонического лада. Вот эти пять ладов в октаве. Но они используют эту музыку не в «мультяшном» каком-то измерении в нашем понимании, а в героическом!»
«Что касается пентатоники. Да, действительно, азиатская музыка: корейская, китайская – основана часто на ней. Но вспомните нашу песню тоже тех же времен, например, «Шел отряд по берегу, шел издалека».
А еще для всего мира язык оперы итальянский. Но только не в КНДР. Только русский и родной корейский. «Море крови» из семи действий. Это не название фильма ужасов. Это первая северокорейская опера 1971 года.
В основе – драма сельской семьи во времена японской оккупации. Их убивают солдаты. Выжившие примыкают к партизанам и борются за свободу. Официально автор либретто – наследник Ким Ир Сена, великий полководец Ким Чен Ир. С 1960-х годов и до самой смерти лидер страны был еще и главным режиссером, постановщиком и сценаристом Большого театра Пхеньяна.
Под американскими и европейскими санкциями КНДР почти 80 лет с начала холодной войны. И если бы не Советский Союз, песня целой страны давно была бы спета. Старший брат помогал вузами и инженерами, большими стройками, продовольствием и деньгами. В 1991 году Советский Союз канул в лету. Корейская Народно-Демократическая Республика осталась петь и строить одна. А новые песни старого друга стали им чуждыми. За такое в КНДР высшая мера была.
Каждый житель страны с трехлетнего возраста обязан знать наизусть два десятка главных песен. О любви к стране, о любви к лидеру и о ненависти к внешнему врагу. Когда из-за санкций КНДР грозил тотальный голод, они песней решили продовольственный вопрос. Этот клип целыми днями крутили на гостелевидении. Песня «Картофельная гордость». Возделывание картофеля и его потребление тогда резко выросло в десятки раз. Эти песни не задушишь, не убьешь. Это они всему миру доказали. Главный в стране давно – внук Ким Чен Ира, новые песни о главном такие же. Традиция. Музыка Чучхе.