Интеллектуал с чувством юмора. Юлиуш Махульский в контексте польского кинематографа
Польское кино в советское время привлекало зрителей свободой актеров в кадре и смелой демонстрацией на экране обнаженной натуры. Тем не менее режиссеры знали меру и не скатывались в пошлость. Ирония и иносказание вовсе не случайно в начале 80-х годов прошлого века стали основными приемами в киноискусстве Польши – такова была политическая обстановка. Именно в этот период крепло мастерство Юлиуша Махульского, прославившегося за пределами страны своими комедиями. Неожиданные подробности о режиссере, сценаристе, писателе, основателе и руководителе киностудии ZEBRA – в материале MIR24.TV.
5 декабря телеканал «МИР» покажет дебютный фильм Юлиуша Махульского «Ва-банк» в 19:40, а также сиквел «Ва-банк – 2» в 21:35. 7 декабря для тех, кто предпочитает воскресные просмотры, будет повтор в 14:05 и 16:05.
Творческая стезя не могла миновать Юлиуша Махульского, даже если бы он сопротивлялся. Его родители были успешными актерами театра и кино. Атмосфера дома и ближайшее окружение, естественно, оказали существенное влияние на выбор профессиональной деятельности молодого человека.
Семейное дело
Отец, Ян Генрик Махульский, получил хорошее образование в 50-х годах сначала в Государственной высшей актерской школе в Лодзи. Играл в спектаклях на сценах театров разных городов.
В 1961 за роль Ветра Теплого в постановке режиссера Яна Бичицкого по пьесе Дарио Фо «Не играйте с архангелами» актеру присудили премию Фестиваля в Калише. Это стало его билетом во Францию – для совершенствования в профессии. В Лионе он был ассистентом у режиссера Роже Планшона.
А в 70-х годах, когда они с женой, актрисой Халиной Махульской, переехали в Варшаву, то поняли, что в столице оставаться востребованными актерами намного сложнее при высокой конкуренции. Поэтому они оба решили изучить режиссуру в Государственной высшей театральной школе в Варшаве. Так они обрели независимость, создав свой «Театр Охоты – Центр театральной культуры», который отметил в этом году 55 лет. При нем творческая чета практически сразу открыла театральную студию для детей и подростков.
Охота – один из самых густонаселенных районов польской столицы. Но само значение слова полисемантическое: ochota с польского переводится как «желание» – получается игра слов. Хотя сейчас на сайте театра можно прочесть следующее: «Следуя замыслу своих основателей, театр “Охота” существует для Охоты. Учреждение поддерживает жителей Варшавы и района Охота, а также местные учреждения, организации и предприятия в реализации проектов, служащих интересам общества».
Медвежатники, амазонки, гномы…
Неудивительно, что когда в 1955 году в такой постоянно совершенствующейся семье родился сын Юлиуш, его с пеленок готовили к получению высшего образования. Сначала юноша учился на филологическом факультете Варшавского университета, параллельно пробовал себя в кино в качестве актера. Однако вскоре увлекся режиссурой и поехал в Лодзь, где когда-то постигал тонкости актерской игры его отец.
В Высшей школе театра, кино и телевидения мастером Юлиуша Махульского стал Войцех Ежи Хас, чьи картины «Петля», «Прощания», «Рукопись, найденная в Сарагосе» и многие другие к тому времени получили признание за пределами родной страны. Еще до получения диплома студент начал снимать короткометражки и средний метр.
В 1981 зрители и критики удивились яркой и захватывающей работе «Ва-банк», первой полнометражной ленте. Главную роль медвежатника Квинто, жаждущего возмездия за смерть друга, сыграл Ян Махульский. В следующем году Международный кинофестиваль в Карловых Варах отметил фильм наградой за лучший дебют. Так начался триумфальный путь Махульского-младшего.
Успех вдохновил на новые эксперименты, и в 1983 году появляется «Сексмиссия». В советском прокате название заменили на более скромное – «Новые амазонки». Это фантастическая комедийная антиутопия. Но в ней очень много откровенной сатиры на феминисток, псевдонауку, милитаризм, лицемерие народных лидеров и лживость телевидения. Ведь в Польше в 1980 году четко заявил о себе Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность», многие из его активистов оказались за решеткой, в частности, и писатель Мариуш Вильк. Выражать публично свою позицию было чревато.
В 1984 режиссер снимает продолжение своего дебюта – «Ва-банк–2». И уезжает учиться (да, снова!) в Калифорнийскую школу искусств (Cal-Arts), а через год с новыми навыками и знаниями возвращается на родину.
В 1987 предприимчивый режиссер обеспечивает работой всю свою творческую семью – дает второстепенные роли отцу, матери и первой жене в сатирической сказке для взрослых. «Кингсайз» – это откровенная сатира на современный общественный строй, который не только в СССР, но и в дружественных странах социалистического лагеря дал основательную трещину к началу 90-х.
Шкафландия, где живут гномы – явный прототип Польши, а ящики библиотечных каталогов (старшие гномы выдают их в качестве квартир своим «братьям»), невероятно напоминают квартирки в панельных домах. Мир людей и возможность вырасти до размера обычного человека – мечта многих гномов, но формула специального состава для увеличения известна лишь избранным. И опять режиссер и сценарист с соавтором Иолантой Хартвиг показывают двойную игру власть имущих – «другим нельзя, а мне можно все». Кстати, если вы думаете, что в повествование о гномиках невозможно вплести эротический контекст, то Махульский в этом быстро переубедит. Опять же, стремление к сексуализации героев ассоциировалась тогда с «прогрессивным» западом, на сомнительную свободу нравов которого с вожделением смотрели сквозь штакетник цензуры восточно-европейские деятели искусств.
В итоге стремление к творческой свободе обрело реальные очертания. В 1988 году Юлиуш Махульский организовал собственную киностудию ZEBRA. И первым ее детищем стал совместный советско-польский проект «Дежа вю». Партнером выступила Одесская киностудия. Про первую жену и отца Махульский вновь не забыл при распределении ролей, но и советских актеров тоже пригласили: среди них были Владимир Головин, Николай Караченцов, Галина Петрова и многие другие.
Почти за 40 лет существования ZEBRA выпустила около полсотни фильмов самых разных жанров. Многие получили награды. Например, драму Агнешки Холланд «В темноте» о еврейском гетто во Львове отметили сразу в 10 номинациях польской премии «Орлы-2012».
И образ, и слово
Юлиуш Махульский посвящает время не только кинематографу, но и литературе. В конце 90-х он снял по своему сценарию детективные комедии «Киллер» и «Киллер-2», а также выпустил одноименную книгу.
«Любой, кто считает Юлиуша Махульского лучшим комедийным режиссером Польши, будет удивлен этой книгой. Юлек еще и блестящий писатель (как видите, не только сценарист). Только сейчас я осознала, насколько его фильмы глубоко личные. Каким чутким и внимательным наблюдателем является их автор. И как, несмотря на успехи, разочарования и прошедшее время, он преданно служит своей первой любви, сохраняя любопытство и чуткость того юноши, которого я встретила на первом курсе режиссёрского факультета. Я прочитала ”Киллера” на одном дыхании с эмоциями, удивлением и благодарностью».
Актер Ежи Штур, сыгравший главные роли в «Сексмиссии», «Кингсайзе», «Дежа вю», «Киллере» и «Киллере-2», также положительно отозвался о романе.
«Каждая глава его жизни — это кинематографическая новелла, часто с остроумными диалогами. Он сам играет главную роль, обладая впечатляющей памятью на детали. И, прежде всего, тем сверхинтеллектуальным чувством юмора, которым он всегда нас пленял».
Надо сказать, что Юлиуш Махульский снял первый польский фильм о вампирах – «Колыбельная» номинировалась на национальные кинопремии «Золотая утка» и «Золотые львы».
Последней известной работой мастера стала криминальная комедия «Вольта». Она вышла в прокат в 2017 году. В марте режиссер отметил 70-летие. И почивать на лаврах явно не намерен.
